НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЕРЕВЕНЬ ЮСЬВИНСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Гавино

        Гавино - от имени "Ганя". Первые люди пришли с Макарово в эти края. Поселились они все возле ключей, т.е. рядом с водой. Как рассказывают местные жители, Дмитрий, первопоселенец, впоследствии построил церковь в селе Антипино. Здесь каждый род, каждая семья имели и имеют свои прозвища. Только так можно их  отличить друг от друга, так как в деревнях почти все - Баяндины, это самая распространенная здесь фамилия. Фамилия Баяндины имеет историю ещё со времен татаро-монгольского ига. Может, именно татары повлияли на внешний вид современных местных жителей?

Динамика  количества дворов, численности населения д. Гавина

Год переписи

Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год

Сведения, составленные в 1908 году  волостными правлениями по Пермской губернии

Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа  Уральской области на 1926 год (д. по зимнему пути)

По статистическим данным на 1962 год

Количество  дворов (хозяйств)

5

10

9

Деревня Гавино  вошла в состав деревни Дмитриево

Численность населения всего

43

65

53

 

В т.ч. мужского пола

21

30

20

 

В т.ч. женского пола

22

35

33

 

 

       Колхоз "Дмитриевский" был основан в 1929 году, куда входили деревни Петухово, Дмитирево, в т.ч. и Гавино. Хозяйство было многоотраслевое. Развивали кролиководство, выращивали кур, лён, овощи. Колхоз имел конный двор, на 60 лошадей. Пытались растить даже кукурузу. В 1970-е годы в Дмитриевской бригаде сенокос собирал до 100 человек детей и взрослых. 

   

 

 

Для данного раздела недостаточно материала. Если у вас есть информация, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».

История деревни Гавино в истории поколений

Воспоминания предоставлены  Ефремовой (Баяндиной) Татьяной Прокопьевной, г. Добрянка

НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ДЕРЕВНИ   Наша деревня Гавино, где я родилась и выросла, находится на территории бывшего Боталовского, позднее Антипинского сельского Совета, а ныне Архангельского поселения, примерно в 3 -х километрах от с. Антипино на левом берегу Иньвы, на возвышенном месте. Под деревней из земли вытекает  чистая холодная  родниковая вода, которую называют «вадор», и течет в болото, находящееся в метрах 300. Один высоченный старый приметный тополь за деревней, как деревенский сторож, виден отовсюду. А раньше, лет 150- 160, было совсем не так.

По воспоминаниям старожилов, Баяндина Прокопия Васильевича (умер в 1991г ), Баяндиной Парасковьи Федоровны и  Боталова Геннадия Григорьевича, 3 брата - Гав, Фадей и Митрий - основали близлежащие деревни Дмитриево, Фадеево и Гавино.

Деревня Дмитриево известна с 1782г. Вначале она называлась Карпунина на р. Дубровка приток Иньвы. В 1858г уже известна как Дмитриева, переименована в честь Дмитрия Маркова сына Баяндина (по Е. Н. Шумилову)

Примерно с этого же времени начинается история деревни Гавино.

На месте д. Гавино в давние времена на глинистой почве рос липняк, берёзы, сосны. Жители с того берега р. Иньвы приплывали на лодках, через болото поднимались на мыс, драли лыко и бересту на лапти.

Некий мужчина Ганя (усеченное имя Гав, вероятно Гаврил) предположительно из д. Бажино облюбовал место возле чистого родника и построил домик. Так появился починок Гавино. В поисках земель за ним потянулись люди обживать лесистую местность. Второй дом, предположительно, был построен Гурьяном. Предполагают, что он был лесничим господского Строгановского леса. Недалеко от деревни имеется лог, называемый Гурья. Третью постройку возвел, вероятно, Малак. По рассказам Тимихи из д. Митриево, в один год подняли свои дома Малак в Гавино и Трофим в Дмитриево. Демид (родом из Мурмоса) тоже выбрал себе место под строительство дома наискосок Малаку, когда был у него в гостях. Добротные постройки возвели Костя Миков, Онтон сын Афонасьев Из д. Петухово Матвей из рода Аридовых также приметил хорошее место и начал строиться. На склоне лога поставил домик Ярань, Ярасим (предположительно Герасим). Деловую древесину мужики заготовляли далеко от дома в стороне Велвы-базы и весной сплавляли плотами по рекам Велва и Иньва. Матвей сумел даже поставить два добротных дома через сени, и разом побили две печи.

Печь играла чрезвычайно важную роль в жизни крестьянской семьи. Она отапливала избу в зимние холода, сутками отдавая тепло даже в самые трескучие морозы. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашней скотине. На печи спали, сушили здесь одежду и обувь, её теплом лечились и даже мылись в ней, как в бане.

Так постепенно образовалось поселение из 7 дворов.

И тогда уже усиливалось расслоение крестьян. Ярче стали проявляться богатство одних и бедность других. Мерилом зажиточности чаще всего являлось наличие в хозяйстве определенного количества лошадей, площади пашни, её плодородие и количество членов семьи. Признаком бедности семьи считалось наличие одной лошади. Конечно, у жителей отличались и постройки. Некоторые дома топились по-черному, не было труб, дым из печи выходил прямо в дом и через отверстие под потолком выходил наружу. В 1918г., когда Анна Федоровна вышла замуж за Тихона, то она ещё застала избу свекра, топившуюся по-черному. Стены и потолок были покрыты сажею. На маленькое окошко избы вместо стекла вставляли бычий пузырь. Зимой избы освещались лучинами.

В д. Гавино у большинства людей фамилии Баяндины. Лишь три семьи имеют другие фамилии: это Боталовы, Кривощековы и Климовы.

Как острой косой прошлись по жителям деревни события 20века – это Первая Мировая война, Гражданская война, раскулачивание, образование колхозов, голод 1925 и репрессии 1937 года, Великая Отечественная война.

Во второй половине ХХ века после Великой Отечественной войны были построены новые дома, создавались новые семьи. В деревне насчитывалось уже 19 дворов. Дома не были пронумерованы. Численность жителей деревни увеличивалась за счет рождаемости детей. Родилось 65 малышей. Вместе со взрослыми насчитывалось жителей в деревне более 100 человек.

Семьи были как однодетные, так и многодетные. Если перечислить, то получается следующее:

По 1 ребенку: у Веры Михайловны - сын Коля, у Анны Антоновны - дочь Ксения, у Валентины Устиновны - сын Иван.

По 2 детей: у Розы Степановны - дочери Надя и Ольга; у Валентины Федоровны и Анатолия Васильевича - дочери Люба и Надя; у Баяндиной Марии Ивановны и Григория Николаевича - Толя и Рая.

По 3 детей: у Дарьи Васильевны - сын Гриша, дочери Рая и Зоя; у Макрины Тихоновны - Мария, Любовь и Екатерина; у Марии Алексеевны и Александра Васильевича - Валя, Галя и Коля.

По 4 детей: у Елены Яковлевны - Коля, Мария, Илья, Анна; у Нины Спиридоновны и Константина Ивановича - Серафима, Юрий, Василий, Вера; у Натальи Андреевны (Ярань Наталь) - Толя, Ваня, Афоня, Витя.

По 5 детей: у Екатерины Петровны и Ильи Михайловича - Мария, Михаил, Анна, Владимир, Анастасия.

По 6 детей: у Таисьи Васильевны и Семена Матвеевича - Тамара, Раиса, Ольга, Василий, Елизавета, Екатерина; у Анны Ильиничны и Геннадия Григорьевича  - Нина, Коля, Света, Мария, Гриша, Надя; у Анастасии Игнатьевны и Петра Матвеевича - Анна, Валя, Ваня, Вася (рано умер), Коля, Аля, Галина.

По 7 детей: у Валентины Тимофеевны и Прокопия Васильевича - Таня, Ваня, Галя, Мария, Володя, Миля, Валерий; у Таисьи Александровны и Сергея Тихоновича - Миша, Анна, Василий, Рая, Таня, Ваня (утонул в 6 лет), Катя.

Шесть женщин были награждены медалью Материнства за рождение и воспитание пятерых и более детей. Это Валентина Тимофеевна, Таисья Александровна, Анна Ильинична, Анастасия Игнатьевна, Таисья Васильевна, Екатерина Петровна.

Указом Президента РФ от 4 марта 2009г. Баяндина Валентина Тимофеевна (уже проживая в г. Добрянке) была награждена юбилейной медалью «65лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-45гг».

Домохозяевами были следующие:

Баяндина Степанида Устиновна (1920 г.р.) - глава семьи (старшая сестра), незамужняя, работала в колхозе «Родина», рядовой, позднее уборщицей в Антипинской 8-летней школе.

Баяндин Иван Иванович (1899) - глава семьи, до войны работал в колхозе, мобилизовали на фронт, пропал без вести.

Баяндин Григорий Николаевич (1912) - глава семьи, работал в колхозе, мобилизовали на фронт, погиб на войне

Боталов Григорий Демидович (1912 г.р.) - глава семьи, работал в колхозе, призван на фронт, погиб в Польше.

Баяндин Михаил Малафеевич - глава семьи (муж), был арестован по линии НКВД в 1937 и умер в лагере.

Баяндин Яков Афонасьевич (1895—1937гг) - глава семьи (муж).

В 1968 году постройку в деревне разобрали и увезли, вся семья переехала жить в с. Антипино.

Баяндин Василий Михайлович (1881 - 11.09.1950) – глава семьи, муж.

Баяндин Матвей Андреевич (1905-1958) - глава семьи, муж, участник Великой Отечественной войны, участвовал в взятии  г. Кенигсберг, вернулся домой весь израненный с пулей в легком пуля, работал в колхозе, прожил 53года.

Баяндин Степан Андреевич (1903) - глава семьи, был арестован за драку в 1938г. и больше домой не вернулся.

Баяндин Тихон Андреевич (1898), - глава семьи (муж) погиб на войне.

Баяндин Петр Матвеевич (1927) - глава семьи, муж.

Боталова Наталья Андреевна (1918) - глава семьи, жена, мать

Примерно в 1956г. семья переехала в с.Юсьва.

Баяндина Дарья Васильевна (1915-2007) - глава семьи, мать, незамужняя, родила и воспитала 3-х детей, в годы Великой Отечственой войны работала в колхозе трактористкой, после войны рядовой в бригаде , похоронена в п. Пожва.

Баяндина Пелагея Павловна - глава семьи (данных нет)

Баяндин Василий Васильевич (1913-27.11.2001) - глава семьи, муж, работал продавцом в д. Ляпчик, шил на заказ мужские меховые шапки.

Кривощекова Лукерья Николаевна (1912) -  глава семьи, мать, разведенная.

В 1992-1993годах дом Кривощековой Л. Н. был продан другим хозяевами, приехавшим из с.Усть-Гаревая Добрянского района.

Катаев Анатолий - глава семьи, муж, Катаева Раиса Яковлевна – жена. В семье было 3-е детей: 2 дочери и сын – Роман. (Полные данные отсутствуют)

Баяндина Вера Михайловна (1923) - глава семьи, разведенная, воспитала 1-го сына, работала рядовой в колхозе «Родина», последние годы жила в г.Свердловск и там похоронена.

Баяндин Павел Иванович (1927) - муж, глава семьи.

Баяндин Сергей Тихонович (1934-25.11.2004) - муж, глава семьи, служил в Венгрии, работал на сплаве, затем трактористом в Юсьвинском МПМК с.Юсьва.е.

Климова Анна Степановна (1898-1958) – были эвакуированы в 1941году из Карелии с Петрозаводского уезда с вепской деревни Каскесру́чей.

Баяндин Михаил – глава семьи (данные остуствуют): Баяндина Аграфена – жена, Баяндина Анна Михайловна (1928) – дочь, Баяндин Петр Михайлович - сын.

Боталов Анатолий Петрович (1954) - глава семьи, одинокий.

МОДЕЛИ ИМЕНОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА (ОБРАЩЕНИЯ) ДРУГ К ДРУГУ      Жители деревни друг к другу обращались по имени, независимо, был ли это взрослый или подросток. Например, Илья, Паша, Толя, Володя, Коля, Ваня, Сеня, Петра, Роза, Дарья, Тася, Степа. Часто называли уменьшительным именем: к примеру, Васька, Санко, Кийка. Марийка, Олёнка, Настик, Яшка, Васяк, Юрик, Аннушка.

Когда говорили об отсутствующем человеке, то при этом перед личным именем человека добавляли прозвище. В качестве этого использовали родовое имя прапрапрадеда, прадеда, деда, отца или матери: Гурйойич Иван, Демид Гриша, Онтон Олёнка, Ярань Матьвей, Миков Санко и др.

Часто имя предка закрепляется в качестве родового прозвища, и оно в этом качестве присоединяется ко всем именам, пока не потускнеет его значение.

Женщин называли по имени мужа, с прибавлением к нему суффикса - ика (рус. –иха), -ина: Степаника, Тихоника, Матьвийка, Ильика, Пашика, Сергина, Иваника, Мишкина, Проника, Петрика, Васячика, Толика, Денькоика, Сеника, Санкойка, Миколика.

В годы войны в деревню привезли эвакуированную семью вепсов из-под г.Петрозаводск. В качестве межнационального общения между жителями деревни являлся русский язык. Деревенские люди, думая, что прибывшая семья русская, дали им прозвище «роч» (буквально: русские). И так и именовали «Роч Инька» (в переводе на русский - русская женщина. (А по паспорту женщина была Климова Анна Степановна), её дочерей называли Роч Нина, Роч Валя, Роч Тася. Даже внуков знают как Роч Сима, Роч Вера, Роч Васька, Роч Юрик, Роч Аля. А вот позднее членов семьи Юрия начали называть по фамилии и имени: это Климова Лена, Климов Юрий(к), Климова Галя, Климов Женя.

Полные имена и отчества взрослых употребляются при подчеркнуто-вежливом обращении. Глубокоуважаемую учительницу Баяндину  Валентину Фёдоровну называют по-разному: её бывшие ученики величают по имени - отчеству, а люди, её постарше, знают как Толика Валя.

ЗАНЯТОСТЬ ЛЮДЕЙ           Жители д. Гавино работали в Дмитревской бригаде сначала колхозе «Дмитриевский», потом в объединенном колхозе «Родина» на разных работах. На животноводческой ферме в д. Ляпчик, доярками (это Макорина Тихоновна, Таисья Васильевна, Елена Яковлевна, Роза Степановна, Валентина Тимофеевна, Мария Алексеевна), кормачами, скотниками, свинарками (Зоя Ивановна). Конюхами (конный двор находился между двумя деревнями Дмитриево и Гавино) работали Илья Михайлович, Анастасия Игнатьевна, Елена Яковлевна, Петр Матвеевич, Павел Иванович. Шоферами трудились Анатолий Васильевич (на бензовозе), Прокопий Васильевич (на первой колхозной грузовой машине Газ-51), Владимир Прокопьевич. В годы войны трудились трактористами на колесных тракторах женщины: Дарья Васильевна и Мария Ивановна (Миков Марий). После войны сели за руль тракторов Геннадий Григорьевич, Яков Васильевич, Владимир Прокопьевич, Юрий Константинович. Молодые люди стали комбайнерами, агрономами (Вера Ивановна).  Строителями в строительной бригаде работали опытные люди: Прокопий Васильевич, Илья Михайлович, Семен Матвеевич, Петр Матвеевич, Павел Иванович, Геннадий Григорьевич. В колхозе кипела работа, везде нужны были рабочие руки: на лесопилке, на зерноскладе, летом в колхозном саду, на сенокосе. На мельнице мельником трудился Семен Матвеевич. Колхозными электриками были Александр Васильевич и Пётр Иванович. Сорок один год работала учителем начальных классов Валентина Федоровна. В разное время работали и работают продавцами Василий Васильевич, Елизавета Семеновна, Ольга Васильевна. Также работали несколько человек сплавщиками на сплаве леса по р. Иньва (в молодости Яков Степанович, Сергей Тихонович, Константин Тимофеевич, Нина Ивановна). Школьники летом, начиная с 4-го класса, работали на прополке свеклы, турнепса, гибрида в колхозном саду и на сенокосе.

В разное время председателями колхоза «Дмитриевский» были: Баяндин Власий (Демойч) - из д. Дмитриево, он был первым председателем колхоза. Его избрали вдвоем Носков Николай Мартеевич и Боталов Григорий Демидович. Поэтому колхоз назвали «Дмитриевский».

Баяндин Константин Дмитриевич былпредседателем недолго после Власия - из д.Фадеево (Митрȍй Костя)..

До Великой Отечсетвенной войны председателем был избран Баяндин Яков Тимофеевич (Кашин Яков) из д. Петухово. Его забрали на фронт, где он погиб. В годы войны и после неё работал Боталов Данил (Дзулим Данько) из д. Рудаково.

Его сменил Баяндин Иван Игнатьевич (Чорыт Иван) из д. Петухово. Работали председателями колхоза: Боталов Александр Долматович из д. Мурмос, Боталов Семён Степанович из д. Рудаково, Боталов Александр Яковлевич из д.Петухово.

Бригадирами «Дмитревской» бригады в разное время были следующие колхозники:

Баяндин Кирилл Васильевич, Баяндин Иван (Быстрый), Баяндин Виталий Иванович, (Митрой Витя), Баяндин Василий Иванович (Гурйоич Васька), Баяндин Константин Иванович (Чорыт Костя), Баяндин Павел Иванович (Сава Паша), Боталова Анна Константиновна (Колькина Анна), Климов Юрий Константинович.

ЗАНЯТОСТЬ ДЕТЕЙ                   Детского сада в нашей деревне не было. Начиная с 7 лет, дети учились в начальной школе, которая находилась в д. Ляпчик, примерно в метрах 900 от деревни. Школа располагалась в двух раскулаченных одноэтажных деревянных домах, соединенных сенями. В классе стояло по 2 ряда парт. В разное время работали учителями: Баяндина Валентина Николаевна, Боталова Александра Николаевна, Баяндина Валентина Федоровна, Баяндина Евдокия Платоновна. Школа была малокомплектной, и учили по 2 класса вместе. В первом ряду сидели ученики 1-го класса, а во втором ряду -ученики 3-го класса. Отопление было печное. Дети учились в любую погоду: и в дождь, и в морозы. В летние каникулы школьники, начиная с 4-го класса, работали вместе со взрослыми на прополке зерновых, свеклы, турнепса, на сенокосе. Мальчишки возили копны сена к стогам, девочки сгребали сено в копны. В колхозном саду дети вместе со взрослыми собирали на продажу ягоды: иргу, смородину, малину, помогали пасти частный скот. Удили рыбу на удочки на реке Иньва. Летом допоздна дети играли на улице, зимой катались на санках и лыжах. Это было беззаботное, счастливое время!

МАСТЕРА-САМОУЧКИ              В ДЕРЕВНЕ НЕ ПЕРЕВОДИЛИСЬ ГАРМОНИСТЫ. Изумительный врожденный музыкальный слух был до войны у Баяндина Ивана Ивановича (Гурйойч Иван). Отлично также играл не гармошке-хромке Боталов Григорий Демидович (Демид Гриша). Только жаль, что они погибли на фронте. А после войны на всю округу стал заливисто играть подросший Баяндин Анатолий Васильевич (Васяк Толя). Ни одна свадьба, ни один юбилей не обходился без него.

НЕПРЕВЗОЙДЕННАЯ МАСТЕРИЦА. Баяндина Фекла Федоровна (Матьвийка) так искусно ткала мужские и женские пояса, браные полотенца, казалось, что никто не умел ткать так, как она. Хотя пояса ткала и Баяндина Варвара Антоновна (Онтон Вара). Особо хочется отметить добрую старушку Варвару потому, что у нее была очень прочная долговременная память. Она знала бесчисленное количество сказок, пословиц, поговорок, которые рассказывала нам, деревенским детям. Она одна в деревне строго соблюдала все православные посты: Великий, Петров. Успенский. Рождественский (Филиппов). Её отличала необыкновенная доброта. Осенью, когда она стряпала пироги из красной рябины, обязательно созывала деревенских детей и угощала стряпней.

А домотканые половики ткали все женщины деревни, вышивали полотенца, зимой вязали шерстяные вещи, пряли лен и овечью шерсть.

Баяндин Николай Петрович в детстве увлекался живописью, рисовал натюрморты, портреты.

НЕ ТОЛЬКО РЕЗЧИК ПО ДЕРЕВУ. Баяндин Владимир Прокопьевич в свободное от работы время занимался резьбой по дереву. Делал полочки, гардины, детские кроватки, оконные деревянные наличники. Чинил наручные часы, постригал мужчин в своей семье и деревенских мужчин. Надо сказать, что деревенские мужики постригали друг друга.

Баяндин Василий Васильевич (Васяк) шил на заказ мужские шапки, а также вязал рыболовные сети .

Баяндин Петр Матвеевич (Матьвий Петра) лучше всех умел плести лапти, хотя почти все мужики плели лапти, потому что люди еще в 50-х годах прошлого века носили их, а еще он подшивал на заказ изношенные валенки. Во время сенокоса он на лугах отбивал литовки.

Баяндин Илья Михайлович, Баяндин Прокопий Васильевич, Баяндин Василий Васильевич, Баяндина Дарья Васильевна, Боталов Геннадий Григорьевич плели морды (рыболовные снасти) из ивовых прутьев, вязали сети из суровых льняных ниток и весной рыбачили на Иньве и на озере за рекой. Летом мальчишки ловили рыбу на удочки.

Баяндин Григорий Егорович (Дарья Гриша), как любитель-самоучка, фотографировал жителей деревни и проявлял черно-белые фотографии в 60-х годах.

В Пасху собирались женщины у Матвеихи, это Баяндина Татьяна Дмитриевна (ВасячикаТаня), Боталова Мария Матвеевна (Демид монь: Демидова сноха) и пели на три голоса старинные протяжные русские песни. Как звучали песни! Тогда вся деревня, казалось, радовалась.

ПРАЗДНИКИ В ДЕРЕВНЕ            
В Гавино праздновались 5 церковных праздников в году. И эти же праздники отмечали в Фадеево, Дмитриево, Петухово и Антипино.

7 января — РОЖДЕСТВО,  24 февраля — СВЯТОЙ ВЛАСИЙ,   22мая — НИКОЛИН ДЕНЬ,   19 августа — ВТОРОЙ СПАС

В первое воскресенье октября перед Покровом (до 14 октября, до Покрова) — ГОЛЕНДУХА, или «Куриный праздник» (Святую Марию Голендуху считали покровительницей домашней птицы).

Кроме этого тщательно готовились к Пасхе и отмечали её. Перед праздником во всех домах белили потолок, проводили генеральную уборку, мыли окна, стены, столы, скоблили тогда ещё некрашеные полы.

7 ноября - советский праздник широко отмечали молодые люди.

ТРАДИЦИИ ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ        Люди жили родовой общиной. Созывали друг друга на помочи. Зимой заготавливали дрова, валили деловую древесину. Весной, после посева, до сенокоса мужчины деревни рубили срубы и подымали дома, били глиняные печи в новых домах. Весной коллективно садили под плуг в огородах картошку, вывозили из конюшен навоз. Летом в сенокос привезенное к дому сено метали на сеновал.

6 мая в Егорьев день выгоняли скотину со двора с вербами.

Рано утром в Великий Четверг в доме считали деньги.

На Крещение до заката солнца крестили мелом окна и двери в домах, в банях, конюшнях.

На Пасху ставили качели и качались взрослые и дети .

После Троицы на следующий день, в Духов День, пожилые женщины выходили на поля с иконами, молитвами и проводили ритуал.

После Ильина дня (2-го августа) уже не разрешали купаться в реке.

Воду из ключа брали до захода солнца. В бане мылись вечером до 12 часов.

После смерти покойника на 42 день рано утром провожали душу покойника. Весной в Радольницу и в поминальный четверг, в Семик, ходили на кладбище. Осенью, в Дмитриевскую субботу, поминали покойников, но на кладбище не ходили.

 

 

ДЕРЕВНЯ НА ГРАНИ ЗАКРЫТИЯ       

2017год. 19 августа. В деревне постоянных жителей осталось всего 9 человек, проживают в пяти домах, это в основном пенсионеры. Получив образование, молодежь уезжает из деревни и не возвращается. А старики, оставшись одни, доживают свой век. Деревня заросла по пояс травой, дома ветшают, крыши гниют. Краска с наличников окон выцвела. Скотину уже никто не держит. Кажется, деревня плачет.

Источник: 

Материал предоставлен Ефремовой (Баяндиной) Т.П., г. Добрянка, 2017 год. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для данного раздела недостаточно материала. Если у вас есть информация, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».