НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЕРЕВЕНЬ ЮСЬВИНСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Верх-Лома

Деревня Верх-Лома находилась в 5 км от Мелюхино и в 14 км от Юсьвы, располагалась при колодцах.

До 1918 года входила в состав Кожевского сельского общество Юсьвинской волости Пермской губернии. Население составляли бывшие помещичьи крестьяне, были православными. С установлением советской власти вошла в состав Мелюхинского сельского совета Юьвинского района. Деревня закрылась в 80-х годах ХХ века.

Количество дворов (хозяйств) и численности населения д. Верх-Лома

Год переписи

Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год

 

Сведения, составленные в 1908 году  волостными правлениями по Пермской губернии

Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа  Уральской области на 1926 год (проживали коми-пермяки)

По статистическим данным на 1962 год
Количество  дворов (хозяйств)   12 14  
Численность населения всего   74 59 69
В т.ч. мужского пола   36 29  
В т.ч. женского пола   38 30  

В 1919 году  скрывался Красный партизанский отряд, воевавший против белогвардейцев. Отряд базировался в районе Верх-Лома - Корзина - Бомина - Ершова. [Гудовщиков. Кн.3]

Деревня Верх-Лома входила в Квать-Чуневский колхоз.

Для данного раздела недостаточно материала. Если у вас есть информация, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».

Воспоминания Туляевой (Тарасовой) Анны Егоровны, 12.11.1934 г.р., уроженка д. Доронина Мелюхинского сельского совета Юсьвинского района о жизни в деревнях Верх-Лома, Квать-Чунь, Доронина

          Места были красивыми, вокруг деревень Квать-Чунь, Верх-Лома, Доронина было немало логов. Так в Ваниевском логу били из-под земли ключи, и местами земля под ногами была топкой. В одну из летних сенокосных пор мужики решили измерить глубину одного из бьющего из-под земли ключа. Срубили жердь, но оказалось, что по длине жердь была короткой, до дна ключа не доходила, и вода с ключа выдавила жердь обратно. Помнят многие лог с интересным названием «Кызпель лог» (толстое ухо), но никто не могли сказать, отчего такое название лога. В этом логу много росло малины, грибов.

          Деревни Доронина, Квать-Чунь и Верх-Лома в период коллективизации образовали колхоз «Квать-Чуневский». Деревня Квать-Чунь имела больше хозяйств, семьи были большими и жили «квать-чуневские» более зажиточно, чем в других близлежащих деревня Верх-Лома и Доронина. Центральной усадьбой выбрали деревню Квать-Чунь, и колхоз назвали «Квать-Чуневский». До войны всю работу в колхозе выполняли вручную, не было никакой техники. Тракторы из Юсьвинской МТС начали приезжать для механизированной обработки земли уже после войны. А в колхозе «Квать-Чуневский» появился свой первый трактор «НАТИК» (СТЗ-НАТИ – первые гусеничные тракторы, выпускаемы на Сталинградском тракторном заводе. Прим. автора статьи). Первым трактористом был Вадимич Коля. Колхоз «Квать-Чуневский» после войны был соединен с Тарабаевским, Фотинским колхозами, в последствии мелкие колхозы вошли бригадами в совхоз «Мелюхинский».

          Из семей, которых могла вспомнить Туляева Анна Егоровна, она перечислила хозяев (глав семей): Яшка, Мишка, Конан Федор, Квать-чуневский род, Гаврил, Анань, Мишка, Федор, Пашу баб, Никон, Митя, Николай жил с братом, Санко, Онтон Коля, Опонь. Из семей, проживавщих в д. Квать-Чунь, более менее в достатке жили Квать-чуневский род. Остальные семьи в деревне жили очень бедно. Были семьи, которые еще и после войны жили в старых курных избах. В деревни так и не провели электричество, хотя через деревни провели высоковольтную линию на Ильинское. И только уже гораздо позже провели радио в деревни Квать-Чунь, Верх-Лома, а в д. Доронина радио так и не было. Проблемно было растапливать печь, т.к. не было спичек. Угольки с вечера запасали в специально отведенном месте, часто это был паз в срубе, чтоб они до утра не угасали и тлели. Угольки берегли. Живой огонь переносили из избы в избу. Увидят, у кого у первого задымится труба, в тот дом и шли за горящей лучиной. Одежда вся в основном была домотканая. Не было возможности даже улучшить внутреннее убранство дома: окна были без занавесок, а в праздники, чтоб придать праздничный вид – резали тетрадки и клеили на стекла окон. На полу не стелили половиков, т.к. ткать было не из чего, и только из изношенной холщовой ветоши могли ткать половики, а чаще всего сшитые «в пару» они уходили на подстилку.

          Жители деревни до революции - бывшие помещичьи крестьяне, занимались единоличными хозяйствами. Среди жителей деревень не было особо зажиточных крестьян. Но все же участи репрессий было не избежать. Попал под раскулачивание из д. Квать-Чунь Никон Тарасов (Öлёксиев Никон), в доме которого впоследствии открыли Квать-Чуневскую начальную школу. Учительницей в школе (вела все 3 начальных класса) работала Казанцева Анна Федоровна из д. Ошиб, жила на квартире в д. Квать-Чунь. После того, как она вышла замуж и уехала в Чермоз, учителем в Квать-Чуневскую начальную школу направили Тарасову Фёклу Николаевну.

          Вспоминается еще одна семья. Три дочери у Öлёксиев Мити жили без мужей в одном доме, но жили более в достатке, чем остальные деревенские: В этот дом постоянно на постой определяли механизаторов, комбайнеров во время посевных и уборочных работ. И старшая Пелагия, в деревне ее знали как «Пашу баб», готовила им еду, пекла хлеб. На средней - Евдокие (Кийке), держалось все хозяйство. Младшая, Акулина (Лина), обшивала местное население, шила верхнюю одежду, чаще это были заказы на фувайки. «Пашу баб» приводила мужа «в дом» из д. Фотино, а единственный сын Иван погиб в первые же дни войны.

          В Великой Отечественной войне почти все из призванных мужчин из д. Квать-Чунь погибли, и дети росли сиротами, «миронами», как они себя называли. А из д. Верх-Лома не вернулся только один призывник, Туляев Иван Максимович, большинство вернулось домой живыми, хотя многие имели очень тяжелые ранения и недолго прожили после окончания войны.

          Отец Анны Егоровны – Тарасов Егор Федорович 1909г.р. знал, что родился в Вербное воскресенье, и каждый год считал Вербное воскресенье, не только религиозным праздником, но и своим днём рождения. Был призван на фронт 31 июня 1941 года. Семья всю войну ждала весточек от него, и только в феврале или марте 1945 года приходили три письма, где он писал, что был в плену полгода, бежали, скрывались, 2-ое суток по горло сидели в болоте, и каким-то чудом были замечены советскими самолетами. Лежал в госпитале, а затем снова был на передовой. Даже в одном из писем была фотокарточка отца, где его здорового родные узнали с трудом. Он был настолько истощен, изморен, фотография была сделана в плену, о чем подтвердил № 48 на рубахе. В одном письме писал, что при отступлении немецких войск был очевидцем, как немцы бежали, оставляя все награбленное. Писал, что, если останется живой, то привезет жене, детям мануфактуру (ткани). Но мать молились и ждала не мануфактуру, а отца с фронта живого. А уже в апреле 1945 года пришло извещение, что Тарасов Егор пропал без вести. В последнее время, когда открылись военные архивы, удалось только установить, что боевой путь Тарасова Егора обрывается в Саратове.

          Великая Отечественная война оставила на полях сражений многих уроженцев деревень Доронино, Квать-Чунь, Верх-Лома. Не выдержали голод и холод и в деревнях, чаще умирали в семьях, где не было коровы-кормилицы, не было стариков, которые спасли многих детишек от голода и безножья. Были проблемы не только, как подольше проносить лапти, но и как заготовить лыко, бересту для лаптей. С лесу запрещалось даже брошенную палку брать без разрешения «обещика».

          Голод, нищета многих гнала с деревни, но не всем удалось раньше без документов уехать. Были семьи, которые уехали на Алтай, на целину (три  дочери Олёксий Мити).

        Сегодня, в свои 84 года, Анна Егоровна держится бодро, но без слез не может вспомнить свое детство: какие неимоверные испытания пришлось вытерпеть всем, кому выпало жить в таких сельских глубинках, как деревни Квать-Чунь, Верх-Лома, Доронино Мелюхинского сельского совета.

Воспоминания записаны Баяндиной Г.А., Истоминым И.С., июль 2018 г. д. Бажино

.

         

Для данного раздела недостаточно материала. Если у вас есть информация, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».