Карасово (Архангельское)
Карасово [Карасовчи] – бывшая деревня в Юсьвинском районе.
Деревня известна с 1782 г. Основана Петровыми, выходцами из деревни Сордва. По мнению Е.Шумилова Карас - башкирское личное имя, которое могло употребляться коми-пермяками в качестве прозвища. [Шумилов, 2005: 27]
А.С. Кривощекова-Гантман в своих работах указывает, что название не совсем изучено и может восходить к антропониму, так как на территории Коми-Пермяцкого округа встречалось прозвище Карас, данный ойконим можно рассмотреть через коми-пермяцкое карас – "карась" (рыба). В разных местах Коми-Пермяцкого округа встречается родовое прозвище Карас. Есть вероятность и сближения топонима с коми-зырянским летским словом карас - "сруб в мельничной запруде". [Кривощекова-Гантман, 1983: 64]
В.В.Климов в топонимических очерках придерживается версии Е.Н Шумилова и указывает, что в основе названия деревни Карасово личное имя тюрков Карас, Карасай. Коми-пермяцкое произношение – Карас. [В.Климов. О чем рассказывают имена Пармы, с. 132]
Динамика количества дворов, численности населения д. Карасова
Год переписи | Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год | Сведения, составленные в 1908 году волостными правлениями по Пермской губернии | Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа Уральской области на 1926 год | По статистическим данным на 1962 год | По переписи населения 2010 года |
Количество дворов (хозяйств) | 8 | 14 | 17 | Фактически последний житель выехал в 2006 г. | |
Численность населения всего | 66 | 112 | 94 | 69 | 1 |
В т.ч. мужского пола | 30 | 53 | 38 | ||
В т.ч. женского пола | 36 | 59 | 56 |
В 1924 г. был образован Карасовский сельский Совет, который подчинялся исполнительному комитету Юсьвинского районного Совета депутатов трудящихся, осуществлял руководство хозяйственной и культурной деятельностью хозяйств, расположенных на его территории. Местонахождение администрации Карасовского сельского Совета было в д. Нижняя Волпа Юсьвинского района. В состав сельского Совета входили населенные пункты: д.Н-Волпа, д.В-Волпа, д.Карасово, д.Забган, д.Петрунево, д.Мартино, д.Ивашково, д.Калинино, д.Мосино, д.Жуково, д.Андроново, д.Степаново. На территории сельского Совета были расположены колхозы: им. Калинина, им. Кирова, им. Ворошилова, им. Молотова, "Октябрьский". В конце 50-х годов колхозы были объединены в колхоз "Урожай". До 1951г. на территории сельсовета имелись Н-Волпинская начальная школа, изба-читальня, родильный дом. С 1952 г. переданы в ведении Карасовского сельского Совета Н-Волпинская восьмилетняя школа, сельский клуб, фельдшерско-акушерский пункт, сельская библиотека. В 1963 г. на основании решения (протокол №23 от 29 декабря 1962г.) исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся Карасовский сельский Совет был объединен с Архангельским сельским Советом.
Деревня Карасово стояла на красивейшем месте, недалеко от того места, которое сейчас называют Гажа мыс. Древнее название – Асванкар.
Деревня была не маленькая, состояла из 16 хозяйств, был свой конный двор. Большинство жителей работали в колхозе. Люди жили дружно, весело. Хоть работы было много, но всегда оставалось время и на отдых. По воспоминаниям запомнился праздник «День Колхозника». Вечером встречались, много пели, танцевали, рассказывали разные байки. На праздник шли всей деревней, каждый с собой приносил то, что мог.
В деревне было много детей – более 30. В школу они ходили за 2 км – в д.Н-Волпу.
Жители деревни считают, что закон «О ликвидации неперспективных деревень» был основной причиной закрытия деревни. Вот с тех пор народ и стал потихоньку выезжать из деревни. Другой причиной выезда являлось и отсутствие дорог. Последний житель выехал из деревни в 2006 году.
Среди жителей деревни Карасово преобладали фамилии Кривощековы, Петровы.
Источник:
Сыстерова Юлия. Заброшенные деревни: необходимость или трагедия. [Текст] : материалы районного конкурса исследовательских работ учащихся / Ю.Сыстерова ; научный руководитель Кривощекова Е.Н., учитель истории МОУ«Архангельская средняя школа" - с.Архангельское, 2008 - 19 с.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
История деревни Карасово в воспоминаниях жителей
Савельев Леонид Егорович (1940 г. р., уроженец д. Мартино) вспоминает, что д. Карасова была меньше, чем д. Мартина, но там была часовня деревянная.[Воспоминания записаны в окт. 2017 г.]
Помнит про эту часовню и Можаева Мария Ильинична (1928 г. р., уроженка д. Карасово, с 1972 года живёт в д. Н-Волпа). Она рассказывает, что был 2-хэтажный дом, звонили колокола, это и была часовня. В деревне по её утверждению было домов 15. Воду брали из ключа, который находился под горой.[Воспоминания записаны в окт. 2017 г.]
Власова Роза Романовна (1932 г.р., в деревне знают как баба Люба (имя Люба дали при крещении), уроженка д. Важгорт) вспоминает, что в детстве с бабушкой ходила в д. Карасово. Деревня была небольшая, всего одна улица и по бокам дома.[Воспоминания записаны в окт. 2017 г.]
Последним жителем деревни Карасово считается Кривощёкова Галина Семёновна (1942 г. р., уроженка д. Петрунёво). В д. Карасово она вышла замуж. После того, как в марте 2006 года умер муж, она лето прожила ещё в д. Карасово, а на зиму переехала в д. Н-Волпу, купив там дом. Галина Семёновна говорит, что в Карасово было 12 домов, а она вынуждена последняя покинуть эту деревню.[Воспоминания записаны в окт. 2017 г.]
Воспоминания Петрова Александра Ивановича
В 15 домах деревни проживали хозяйства:
- Захар Костя (в семье проживало 8 человек).
- Макарика баб с хозяином Немым Федором (в семье проживало 4 человека). Федор каждую весну мастерил скворечники. По периметру огорода вешал около 15 шт. Воспитывали приемную дочь Анну с д. Забган, выдали замуж за местного, затем они уехали в Гайны.
- Дед Емельян, проживал и сын Карпунь Иван (в семье проживало 8 человек).
- Левик и Левика (в семье проживало 3 человека).
- Акуль Зоя, муж Олеш, бабка и приемная дочь Лена (в семье проживало 4 человека).
- Карпунь Васька (в семье проживало 14 человек).
- Сашки Маша, вырастили 5 детей (в семье проживало 7 человек).
- Данько Васька, дочь Надя, студентка Кудымкарского педучилища, летом во время каникул на сенокосе в грозу укрылась в копне сена и от удара молнии получила ожоги несовместимые с жизнью (в семье проживало 5человек).
- Матрёна, сын Егор отсидел 9 лет за убийство сына (в семье проживало 5 человек).
- Хромой Вара, была деревенским швечом, шила одежду на заказ, умерла неизвестной смертью, которая вызывала много домыслов (в семье проживал 1 человек).
- Савва Васька, пытался срубить сосну, которая считалась оберегом деревни, самопальным ружьём оторвало кисть руки, получил увечье руки, за что и в деревне дали ему прозвище Китöм Васька (в семье проживало 6 человек).
- Степан Ванька, было 3 сына, все отслужили в армии (в семье проживало 5 человек).
- Карпунь Данько, участник Великой Отечественной войны, было 3 сына, старший сын Илья - участник Великой Отечественной войны, пришел с войны контуженый. Второй сын – Василий, третий – Алексей был женат на Парасковье. Карпунь Данько всем сыновьям построил дома, жил в Кудымкаре, брали в семью ростить девочку (в семье проживало 4 человека).
- Степановна, мать у Степана Ваньки (в семье проживал 1 человек).
- Ульяна, одна воспитывала 5 сыновей. Муж оставил ее одну с сыновьями, уехал в Братск, но исправно отсылал алименты на детей, поддерживал семью. Ульяна прожила более 90 лет (в семье проживало 6 человек).
Самый большой рода в деревне был род Карпунь.
Фамилии карасовских жителей: Петровы, Кривощековы, одна семья была Калины (из д. Казенная), Можаевы (семья Сашки-Машки).
В деревне жили дружно, отмечали праздники Иванов день, Конан.
Наиболее любимые места в деревне, где любила проводить досуг местная детвора, были: Часовня, Вöрачёк, Чолпан мыс, Пожум дор, Вадорын, Рыбалка, Гажа мыс.
Любимые игры карасовских детей: игра «в шар», игра «в лунку», прятки около часовни, игра «в войнушки», катание на лыжах и санках.
Кривощекова Екатерина Филипповна была в деревне самой лучшей стряпухой, варила самое вкусное пиво, квас, пекла самый вкусный хлеб, ткала узорные пояса, полотенца, пестрядь, половики.
Участниками Великой Отечественной войны были Петров Даниил Карпович и его сын Петров Илья Данилович, вернулся с фронта по ранению, контуженый.
Род Петрова Александра Ивановича
1. Кривощеков Степан Никифорович.
Жена – Кривощекова Матрёна Георгиевна.
2. Кривощеков Емельян Степанович (*19.08.1884 +8.04.1981). Был великим тружеником.
Жена – Кривощекова Екатерина Филипповна (*07.12.1891 + 19.10.1975). Была замечательная стряпуха, рукодельница.
З. Петрова (Кривощекова) Раиса Емельяновна (*15.11.1927 + 04.07.1992), всю жизнь проработала в колхозе «Совет».
Муж - Петров Иван Илларионович (*07.11.1927 + 02.02.1992), служил в армии с 1943 по 1951 гг. в Туркмении в погранвойсках, играл на баяне. Отец Петров Илларион был горбатым.
4.1. Петров Александр Иванович (*15.03.1955), проработал в системе начального профессионального образования (НПО) свыше 20 лет, награжден нагрудным знаком «Почетный работник НПО».
4.2. Петрова Валентина Ивановна (*19.03.1957), проработала в колхозе «Совет».
4.3.Петрова Надежда Ивановна (*29.01.1959).
4.4. Петров Виталий Иванович (*23.12.1964), работает механизатором в колхозе «Совет».
Источник:
1. Информант: Петров А.И., 15.03.1955 г.р., с.Юсьва, март 2019 г.
О чем шепчут березы
Воспоминания Крохалевой В.З.
С какой бы стороны не подъезжал к деревне, в первую очередь на горизонте бросается в глаза группа старых берёз, потом уже вырисовывается красноватая глинистая круча высокого берега Велвы, а выше - больше десятка домов. Они, эти берёзы, старше меня и, наверное, помнят больше, чем я.
…Это было в конце 30-ых годов, когда мне было года три – четыре. Нам, малышам, не разрешали выйти на улицу, и мы во все глаза смотрели в окно, как наши матери и отцы собрались в стройные ряды с красным флагом и лозунгом, под звонкие песни прошли по улице на празднование 1 Мая. И эта картина: ряды женщин, песни, красный флаг, яркий лучистый день и белые берёзы – всё это слилось для меня в единое целое и запомнилось, как советский праздник. Наверное, с этого самого момента и стала ощущать себя советской…
О чём шепчутся берёзы, что они видели за последние 70 лет? Эти берёзы окружали часовню, видели в будни труд бедняков, в воскресенье – толпу тех же бедняков на моленье. Напротив часовни – двухэтажный дом кулака Савватия, крепкие хозяйственные постройки. Сам хозяин никогда не работал, только сидел у окна и провожал самыми нелепыми прозвищами всех проходивших мимо.
1919 год. Берёзы были свидетелями ожесточённого боя за село Архангельск на Чинагортском пруду, свидетелями отступления и нового наступления красных. Жизнь деревни почти не изменилась. Кулак Савватий продолжал накапливать богатство, а бедняк Макар, как был безлошадным, так и остался. Правда, красный отряд оставил Макару приуставшую лошадку, да та сдохла с голоду.
…И вот организация ТОЗа, затем колхоз имени Ворошилова, выселение кулака Савватия. Эти берёзы стали свидетелями многочисленных сходов, собраний, споров. Здесь в бывшей часовне было устроено зернохранилище. В доме кулака – бригадный дом и столовая, в его конюшне – конный двор. Вся жизнь пошла по-новому, всё переживалось остро и обсуждалось горячо. Поэтому берёзы у бывшей часовни стали притягивать к себе людей для решения всех сложных вопросов новой колхозной жизни. По утрам колхозники получали здесь наряд и уходили на работу, по вечерам подводились итоги. Помню, не раз нашей бригаде вручалось красное знамя. Часто девушки под берёзами заводили хороводы. Колхоз окреп, рядом с часовней выросли новые амбары.
Но началась Великая Отечественная война. И мимо этих берёз пошли подводы с мобилизованными и с хлебом. Первым из деревни уходил на войну милиционер Кузьма Егорович Петров. И сейчас ещё перед глазами: он молодой, стройный, обнял на прощание жену Марину (она ночью родила сына и не могла проводить мужа дальше ворот), сел на телегу и сквозь слёзы запел частушку:
Ог бы горзы – синва петӧ,
Ог бы тӧжды - тӧдвам усьӧ…
Мимо этих берёз пропылил единственный колхозный грузовик, тоже взятый на нужды фронта.
И снова стали собираться под берёзами старики и женщины да посерьёзневшие и бросившие учёбу подростки, чтобы решать неотложные задачи: подписка на военный заём, сбор средств для фронта, почитать газету или фронтовое письмо, а иногда просто так, чтобы забыть на людях личное горе. Ведь война продолжалась, и ежедневно гибли люди, и на родину посыпались похоронки…
В трудные военные годы и 46-й и 47-й послевоенные годы во время сева, сенокоса, в страду к складам каждое утро подходили те, кто работает, и ждали, когда пекарь тётя Катя принесёт свежие хлебы, когда их взвесят и начнут делить на каждую семью по числу работников.
Но были берёзы и свидетелями светлых дней. Летом 1945 года вернулись с фронта уцелевшие три солдата. Встречала их вся деревня. Это были дни счастья и светлых надежд. Казалось, не 9 мая, а только сейчас, в начале августа, кончилась война, и теперь всё будет легко и хорошо. И только теперь окончательно поняли, что не вернутся погибшие, в их числе и наш отец – председатель колхоза Захар Васильевич Кривощёков, что почти в каждом доме нет хозяина. А в некоторых семьях не стало отцов и старших братьев. В нашу маленькую деревушку из 16 дворов не вернулось десять главных работников.
И те же женщины, на которых держался колхоз всю войну, теперь продолжали работать, но детям своим не желали такой доли и отправили их в город или в леспромхозы. Деревня опустела. Казалось, уйдут из жизни матери, и некому будет продолжить их дело. Но выросло новое поколение, и деревня постепенно выбилась из нужды. Только не было слышно больше песен под старыми берёзами.
Трудно и долго избавлялась деревня от последствий войны. Может быть, это и закономерно, что для нынешнего подъёма деревни необходимо, неизбежно было, чтобы Александр, Мария, Зоя Кривощёковы, Анна, Парасковья Петровы валили лес для камских и волжских строек, девять человек из деревни стали учителями, Любовь Кривощёкова – отличником здравоохранения, Павел Кривощёков и Владимир Петров - металлургами, Илья Петров – шофёром, Валерий Кривощёков – мостостроителем в Казахстане, Иван Петров – офицером Советской армии.
- Помнится первая послевоенная зима, - пишет далее Т. З. Кривощёкова. – Тёмный вечер. В избушку при конном дворе забились все жители деревни, сидят на ларе, на лавках, на пороге, а дети прямо на полу. Депутат сельского совета В. Е. Кривощёкова (наша мама) зачитывает Указ Президиума Верховного Совета СССР, вручает удостоверения и прикрепляет медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг», сначала к широкой груди Макара Ефимовича Кривощёкова, а потом женщинам и подросткам. Макар молчит, женщины вытирают слёзы.
На беззаветном труде таких, как Евдокия Степановна, Лукерья Егоровна, Марина Демидовна, Ульяна Егоровна, Анна Ивановна Петровы, Емельян Степанович, Екатерина Филипповна, Евдокия Игнатьевна, Раиса Емельяновна, Зоя Григорьевна Кривощёковы, Матрёна Семёновна Калина, фронтовик Данил Карпович Петров, на их преданности земле держался колхоз многие годы.
Теперь вступает в жизнь уже третье поколение колхозников. Потомки первых карасовских колхозников, по словам председателя исполкома Архангельского сельского совета Р. С. Савельевой, переселились кто в Архангельск, кто в деревни Чинагорт, Верхняя и Нижняя Волпы и трудятся в колхозе «Совет».
Просьба к землякам, уроженцам деревни Карасовой: сохраните старые берёзы и память о людях старшего поколения.
Источник:
Крохалева В.З. О чем шепчут березы. Из истории деревни Карасово / В. Крохалева // По ленинскому пути : [газета]. – 1987. - 24 июня.
Видные уроженцы
Кривощеков Емельян Степанович
Кривощёков Емельян Степанович родился в д. Карасово в 1894 году. Был женат, вместе с женой вырастили двух дочерей. Всю жизнь до выхода на пенсию работал в колхозе, не чурался никакой работы. После выхода на пенсию ещё долгое время помогал колхозу и лесничеству. Пользовался среди односельчан большим уважением, ни разу не сказал про них худого слова, никогда не отказывал им в помощи. Очень любил детей, а особенно своих внуков. Емельян Степанович был великий трудяга. Всю свою сознательную жизнь трудился на благо семьи и страны. Не стало его в 1981 году.
Кривощекова Тамара Захаровна (01.01.1935-28.08.1984)
Кривощекова Т.З. родилась в деревне Карасово Юсьвинского района. В 1960 году окончила с отличием коми-пермяцко-русское отделение филологического факультета Пермского пединститута. Была направлена в качестве методиста родного языка и литературы в Коми-Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей, где проработала 7 лет. В 1967 году, в период перехода на новые программы и учебники, работала в издательстве в качестве редактора учебной литературы.
Она являлась членом методического совета при окроно, секретарём орфографической комиссии при Коми-Пермяцком окрисполкоме, возглавляла программную комиссию при составлении новых программ по коми-пермяцкому языку и литературе. Вместе с тем постоянно изучала состояние преподавания родного языка и литературы, качество знаний учащихся в школах округа, оказывала методическую помощь учителям. Методическую работу Тамара Захаровна успешно сочетала с большой общественной работой.
Умерла 28 августа 1984 года. Похоронена в с.Крохалёво Юсьвинского района, где проживала её сестра Крохалева Васса Захаровна, педагог с большой буквы.
В своих воспоминаниях кандидат педагогических наук Елена Васильевна Ботева пишет: «Коллега, Друг, сердечный и весёлый Человек, землячка, искренний и понимающий собеседник, знаток и ценитель поэзии, поэт-юморист, исследователь всего народного, тонко и постоянно подмечающий и запоминающий особенности языка, быта, характера человека, привычек, традиций, интонаций речи, пословиц, поговорок, необычных слов и словечек, повадок животных, птиц, знаток растений, лекарственных трав, народных примет, чувствующий особенности шелеста травы, листьев, изменения на небе, вычурность облаков, умеющий их читать… Что за Человек! Быть вместе – всегда Счастье…»
Источники:
1. Луценко, А. Кривощековы земли коми-пермяцкой [Текст]: материалы районного конкурса исследовательских работ / А.Луценко; руководитель Е.И.Кривощекова, учитель истории МОУ «Архангельская СОШ». - с.Архангельское, 2010.- С.18. - (неопубл.)
Крохалева (Кривощекова) Васса Захаровна (01.08.1926 - 03.06.2009)
Васса Захаровна родилась в д. Карасово в крестьянской многодетной семье.
Отец, Кривощеков З.В. в числе первых вступил в колхоз им. Ворошилова и был его председателем. В 1941 г. Ушел добровольцем на фронт, а в 1942 г. пропал без вести на Калининском фронте. Мать, Кривощекова В.Е. всю жизнь работала в колхозе, была активисткой, вырастила и воспитала девятерых детей. Как писала Крохалева В.З. в своих воспоминаниях «… Матери, имевшей лишь 3-х классное образование, мы обязаны любознательностью, тягой к знаниям и успехами в учебе, вместе с тем и отсутствием интереса к вещам быта, к устройству семейного благополучия, пренебрежением личных интересов и даже здоровья…».
Нижне-Волпинскую начальную школу Васса Захаровна окончила с похвальной грамотой, семилетнюю – отличницей. В 1941 году поступила в Кудымкарское педучилище на школьное отделение в коми-пермяцкую группу без экзаменов, в этом же году вступила в ряды ВЛКСМ.
После окончания педучилища трудовую деятельность начала учительницей Сенинской двухкомплектной начальной школы Боталовского сельского совета, затем переведена в Архангельскую семилетнюю школу.
В 1950 г. в связи с замужеством переехала в с.Крохалево, где работала в школе учителем родного языка и арифметики. В 1955г., имея уже двоих детей, успешно окончила Кудымкарский учительский институт коми-русское отделение. В 1964г. вступила в ряды КПСС. В 1969 г. вышла на пенсию по выслуге лет, а в 1970г. вернулась в школу на должность воспитателя интерната.
В 1973г., будучи депутатом, была избрана секретарем исполкома Крохалевского сельского Совета. В 1975г. по истечении срока полномочий вернулась в Крохалевскую среднюю школу. В 1976г. вышла на пенсию, как многодетная мать. С мужем вырастили и воспитали шестерых детей.
В.З.Крохалева, где бы ни работала, постоянно занималась общественной деятельностью: избиралась секретарем комсомольской организации, председателем месткома профсоюза школы, председателем женсовета, секретарем товарищеского суда при сельском Совете являлась лектором общества "Знание". С 1963г. активно сотрудничала с редакцией газеты "Парма". Многие годы вела краеведческий кружок. В.З.Крохалевой был собран богатый материал по истории с.Крохалево, колхоза им.Дзержинского, Крохалевской средней школы. На основе исторических фактов и документов, собранных В.З.Крохалевой, в 1982г. в с.Крохалево был открыт музей истории колхоза им.Дзержинского и она являлась его организатором и руководителем. Ею были разработаны схемы, наброски, планы технического и художественного оформления музея.
В.З.Крохалева вела деловую переписку с первым учителем Крохалевской церковно-приходской школы, с сотрудниками окружного краеведческого музея, со старейшим коммунистом и общественным деятелем Ф.Г.Таракановым, с известными в округе краеведами Г.Т.Бачевым и Г.К.Кониным.
В конце 90-х годов ХХ века Крохалева Васса Захаровна была одна из активных сторонниц и деятелей по восстановлению Храма в честь Иконы Божией Матери "Казанская" в селе Крохалево. В декабре 1996 года состоялось собрание жителей села в доме Крохалевой Вассы Захаровны, собралось 46 человек, было принято решение о сбор средств и начале работы по восстановлению храма и восстановлению его прежнего названия.
За многолетний педагогический труд и краеведческую работу, активное участие в общественной жизни села, района Крохадева В.З. была награждена многими почетными грамотами и благодарностями.
Источник:
-
Мелюхина Г.В. С юбилеем, Васса Захаровна! / Г.В.Мелюхина // Юсьвинские вести [газета]. – 2006.- 27 июля. – С.3.
Петров Данил Карпович (11.12.1898 - 23.12.1980)
Петров Д.К. родился в д. Карасово в 1898 году. Был женат, имел троих сыновей. Данил Карпович был участником Великой Отечественной войны. Находился на фронте с 19.03.1942 года по 09.05.1945 года в составе150-ого стрелкового полка рядовым. Старший сын Илья тоже был участником Великой Отечестивенной войны.
До выхода на пенсию работал в колхозе. Был мастером на все руки: по столярному делу, по железу, по пимокатному делу. Всем сыновьям построил новые дома. Очень любил рыбалку. Всегда был рад помочь соседям, пользовался среди них большим уважением, никогда ни с кем не конфликтовал. На таких людях земля держится.