НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЕРЕВЕНЬ ЮСЬВИНСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Тюмень

Тюмень –деревня в Юсьвинском районе на речке Сивашерка. Известна с 1782 г. как деревня Туменская. В 1795 г. – «деревня Тумен, Силашерка тож.» В основе названия тюрко-монгольское имя Тюмен. [Шумилов, 2005: 58]

Динамика количество дворов и численности населения

Д. Верхний Тюмень на р. Сева-шор

Год переписи

Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год (д. на р. Тулемашенке)

Сведения, составленные в 1908 году  волостными правлениями по Пермской губернии

Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа  Уральской области на 1926 год(проживали коми-пермяки)

Количество  дворов (хозяйств) 17 30 33
Численность населения всего 129 159 162
В т.ч. мужского пола 63 85 67
В т.ч. женского пола 66 74 95

Д. Нижний Тюмень (Мансурово)  при р. Сева-шор  в 3км от центра сельсовета с.Мелюхино, в 12 км от райцентра с.Юсьва

Год переписи

Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год (деревня при р. Тулемашенке, впадающей в р.Юсьва с правой стороны)

Сведения, составленные в 1908 году  волостными правлениями по Пермской губернии

Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа  Уральской области на 1926 год (проживали коми-пермяки)

Количество  дворов (хозяйств) 18 18 16
Численность населения всего 136 101 92
В т.ч. мужского пола 67 48 40
В т.ч. женского пола 69 53 52

По статистическим данным Пермской области на 1962 год числится одна деревня Тюмень с численностью населения 134 человека, по переписи населения  в России в 2010 году  в деревне Тюмень числилось 2 человека.

         Достаточно изученный материал на основе архивных источников по истории деревни Тюмень приводится в очерках Г.Л.Гудовщикова  «Тюмень ещё жива». Три книги опубликована на сайте. http://samlib.ru/g/gudowshikow_g_l/

Приводим некоторые  выдержки из первой книги:

«Деревня Тюмень, по преданиям местных жителей, существует более трёхсот пятидесяти годов и, всего лишь двадцать лет назад, состояла из двух населённых пунктов: Верхний Тюмень и Нижний Тюмень. Меня поначалу это очень удивляло, почему Тюмень и мужского рода, однако и в "Судных делах Расправ нераздельного имения графов Строгановых" 1850-х годов, и документах орготдела Уралоблисполкома 1920-х лет (годов), написано именно так. По карте И.Я. Кривощёкова 1909 года хорошо видно, что дорога из села Кузнецовского (село Мелюхино) проходит по левому берегу речушки Сева-Шор, которую местные жители почему-то называют Тулеманика, через обе деревни и далее через деревни Ерши, Коканова, Нифантова (Нифонтова) на Нердву и село Ильинское. Ответвление на Карагай через деревню Кипреева. Дорога по правому берегу речки идёт до деревни Стан (Севашор, Сивашер) и далее на Юсьву. Графиня Софья Строганова, создавая Положение о Пермском нераздельном имении, прежде всего, заботилась о дорогах Иньвенской дачи, так как на протяжении многих веков местное население их не строило и летом ездило на санях.

Заинтересовавшись происхождением названия деревни, раскрыл краткий топонимический словарь "Географические названия Верхнего Прикамья" А.С. Кривощёковой-Гантман и прочёл то, что касается Тюмени: "В 1875 г. Тумень Нижний и Тумень Верхний на реке Тулеманика. На этой же реке указана деревня Тарабай. В 1909 году Нижний и Верхний Тумень значатся на речке Сивашорка, куда впадает Тулеманика. Слово "тюмень" родилось в монгольском языке и первоначально означало 10 000 человек. Попав в тюркские языки, превратилось в административный термин, близкий по значению к словам деревня, аул. Основаны тюрками, о чём говорит местная фамилия Мансуровы, известная с 15 века".

Во второй и третьей частях многотомника В.Н. Шишонко "Пермская летопись с 1263 - 1881 г." пятого периода, изданных в 1887 году, говорится о том, что царь Пётр Алексеевич, в благодарность за два фрегата построенных на деньги Г.Д. Строганова, одарил его в честь рождения сына Николая последними остававшимися у государства землями по Иньве, Обве и Косьве (остальные уже принадлежали Строгановым).

Читаем у Шишонко: "В исходе 7206 и в начале 7207 годов Пермские вотчины Гр. Дм. Строганова межевал Козьма Цезырев с товарищами, посланный от Новгородского приказа. Составленная им межевая книга заключает окружные межевые урочища и знаки: б) по реке Инве (без мягкого знака). По описанию его же, Цезырева, 15 сентября 1700 года отказано в вечное вотчинное владение Г.Д.Строганова и наследников его (вышеуказанные земли)".

Читателю для сведения и сравнения: "А в Обвинской, Инвенской и Косвинской волостях было 16 погостов, 641 деревня и починков, в них 3443 двора и людей разного звания 14003 человека, с пашнями и угодьями".

А на стр. 504 части второй пятого периода чёрным по белому написано, что в 1701 году в деревне Тюмень Нижний проживало 136 человек, в деревне Тюмень Верхний - 120. При этом следует учитывать, что лица "женского полу во внимание не брались", то есть переписи не подлежали. Ещё нужно вспомнить, что в средней деревеньке в начале 18-го столетия проживало всего несколько десятков человек обоего пола, поэтому наши деревни были весьма солидными.

А бывший административный центр бывшего Мелюхинского сельсовета только к 1895 году достиг количества населения в 192 человека обоего пола проживающих в 27 дворах, но это было уже село, так как в нём имелась церковь-школа, построенная в 1893 году, и называлось Кузнецовское село или Мелюхино.

По преданиям местный управляющий графини Софьи Владимировны Тюменских крестьян не обижал, "ибо не только сами плодились, но и скотину размножали", поэтому коровы имели крепкий вид в отличие от обычного коми-пермяцкого скота, которого к весне подвязывали на верёвках, чтобы не упал "с голоду от бескормья". Так было в большинстве деревень. При этом корма жителям обеих деревень приходилось завозить с Иньвы и верховьев Юсьвы, а также "Нердвинской стороны".

В пятом томе списка населённых пунктов Уральской области, изданного по постановлению Президиума Уральского облисполкома от 1 июля 1927 года, мы видим, что в д. Верхний Тюмень имеется 33 хозяйства, в которых проживает 162 человека. В д. Нижний Тюмень (Мансурова) 16 хозяйств, в них 92 человека. В селе Мелюхино 33 хозяйства - 149 жителей. Богатые были деревни,- в отличие от соседей не голодали. Старики даже на нашей памяти жили долго.

В начале 1930-х годов началась коллективизация крестьянских хозяйств и в коми-пермяцкой деревне. К этому времени от райцентра Юсьва через д. Стан до с. Мелюхино к Менделеевскому тракту и далее с. Верх-Юсьва построили новую дорогу взамен строгановской. Сегодня по ней можно проехать только в сухую погоду в летний период и в зимний, если очистить от снега. В связи с улучшением транспортного сообщения внутри округа, и отрывом от русскоязычных деревень Нердвинского и Чёрмозского районов, обе Тюмени начали приходить в упадок, так как правление колхоза дислоцировалось в Сивашоре (Сивашер, Стан). В Верхней Тюмени была создана бригада и её первым бригадиром был назначен отец Егора Яковлевича - Яков Мелюхин, который затем погиб при неизвестных обстоятельствах в 1934 году.

Послевоенная сталинская "аграрная политика", а затем хрущёвская "урбанизация" села, ликвидация неперспективных населённых пунктов основательно подрубили корни советскому крестьянству.

В 2007 г. в д. Тюмень в четырёх домах проживают семь человек (кто временно, кто постоянно), в летнее время несколько больше, за счёт родственников и бывших жителей, которые имеют (производят) посадки овощей в своих огородах.

На левом берегу речки из четырёх домов живут постоянно в одной избе двое старичков: муж и жена Мелюхины. Егору Яковлевичу уже 75 лет и он с супругой никуда уезжать не собирается. Дом большой, усадьба крепкая, огород унавожен и даёт хорошие урожаи. Только вот плохо, что соседей нет, поговорить не с кем, остальные пять человек за речкой живут.»

Источники:

1.Тюмень еще жива. Книга первая (неопубликованный очерк) Современная трагикомедия. - Кудымкар, 2012. - .С.4-10.

Об усчастниках Великой Отечественной войны, уроженцах д. Тюмень можно прочитать на сайте в разделе "Публикации о районе" в режиме доступа: http://usva-derevni.ru/upload/pages/31/pub_1525717814274.pdf

Родная деревушка  с очень красивым и для всех удивительным названием ТЮМЕНЬ

В 12 километрах от райцентра с. Юсьва в стороне от важных дорог и ближе глухим лесам расположилась в далекие-далекие времена деревушка с очень красивым и для всех удивительным названием ТЮМЕНЬ, что  в переводе с Тюрского языка обозначает «10 000» (великое множество). Расположилась она на не большой речушке с таким же звучным и красивым названием Тулемьянка, и в 1906 году не понятно для чего и кем переименованную в Сивашорку.

Когда появилась деревня сказать сейчас, уже наверно никто не сможет. Но можно предположить: Город Чингис-Тура (первое слово - это имя Чингис Хана, а Тура с татарского - город) была переименована в г. Тюмень в 1586г. (столица Тюменской области) и она также стоит на реке Тулемьянка, из чего можно предположить, что не согласные с чем то люди, после указанного выше года сбежали в наши края и построили мою деревню. С названием деревни и название реки мудрить не стали, по привычке и любви к прежним местам назвали деревню Тюмень, а реку Тулемьянка.

Ну а самого пожилого уроженца моей деревни, которого я знаю - это мой пра-пра-пра-прадед, крестьянин Истомин Осип, 1790 года рождения.

Вот таким образом в промежутке этого периода среди коми-пермяцких деревень «Квать-Чунь» , «Лом йыв» и еще многих других появилась моя деревня с татарским названием и татарскими фамилиями Мансуров и Туляев.

В начале ХХ века по данным переписи населения 1909 года д. Тюмень была самой многочисленной в Мелюхинской стороне. В 48 дворах проживало 260 человек (для сравнения в с. Мелюхино в 16 дворах проживало 95 человек). Все жители были крестьянами, за исключением двух солдаток. Ну, а по церковным книгам Свято-Владимирской церкви, располагавшейся в с. Мелюхино, 15 июня 1855 года родилась Ольга, дочка у Любимовых Григория Ивановича и Марии Прокопьевны, которые являлись служащими графини Натальи Строгановой. Вот и весь контингент жителей моей деревни по социальному статусу.

Первая мировая война, революция, а затем и гражданская война отложили не большой отпечаток на нашу деревню. Хотя мне известно, что жители и нашей деревни в них воевали. Старший брат моего деда, Истомин Иван Павлович, являлся участником трех войн, одна из которых гражданская.  Данное утверждение  исходит из переписи населения 1929г. где видно, что моя деревня выросла еще на один двор и численность не изменилась. 

Ну и сполна хлебнула моя деревня во вторую мировую войну. Приблизительно установлено 44 молодых и здоровых мужчин полегли на полях сражений, многие пропали без вести. 19 человек вернулись гордыми победителями с этой кровавой бойни, но не все здоровыми. Хотя утверждать, что это заключительная цифра сегодня никто не может, ранее этим никто не занимался, а сейчас спросить уже не у кого. Не сложно посчитать сколько осталось вдов и матерей, сколько детей которые выросли без отца в эти тяжелые после военные годы. На вечную славу и долгую память потомки участников Великой Отечественной войны и бывшие жители деревни собрались и решили почтить и увековечить каким-то образом их подвиги. К 65-летию Победы установили плакат с именами участников войны, а 10 августа 2014 года поставили памятник в честь своих дедов и отцов. Открытие памятника приурочили к 70-летию Победы. Высадили алею из дубков. Многие участники войны награждены медалями. К 40-летию Победы страна 4-х человек наградила орденами.

Бывшие жители д. Тюмень гордятся победами своих дедов. На трудовом фронте также были свои герои. Добросовестно трудились на полях и лугах, в животноводстве и в лесу во благо страны мои уроженцы. За высокие показатели в животноводстве многими медалями и орденом Трудового Красного Знамени была награждена Мансурова Нина Ивановна. В 2008 г. занесена в книгу почета Гордость Пармы. Многие земляки занимали руководящие посты в партийных и административных органах, да и сейчас продолжают трудиться. Девять человек из бывших жителей получили  высшее образование. Из них в1969 году уроженец нашей деревни Щербинин Константин Ефимович защитил диссертацию и стал кандидатом экономических наук. 20 лет преподавал и был деканом кафедры экономики в Красноярском Университете. Много вышло хороших людей из нашей деревни. Различные времена переживала наша деревня вместе с нашей страной. В 1974 году родился последний ребенок деревни, в 1980 году деревня отпраздновала последнюю свадьбу, в 1985 году проводили с деревни последнего «рекрута», ну и совсем плачевная картина в последние годы. В 2010 году Ошмарин Владимир Тимофеевич похоронил свою жену, и в возрасте 67 лет оставался последним жителем в деревне Тюмень. Если летом еще бывают дачники из Юсьвы и Кудымкара, то всю зиму он жил один. И пока живет наш почетный житель, живет и моя деревня.

Власти по мере возможности чистят зимой дороги, ремонтируют мосты, устанавливают таксофоны. Очень хочется, чтоб не умирала моя деревня. Но, что-либо сделать мы бессильны.

Прожив более полувека я с трепетом и любовью всегда произносил название своей деревни. В большинстве случаев ожиданно видел удивленные глаза собеседников и, опережая их вопрос, отвечал: «Да.., да…Есть такая деревня.» Начиная со студенческой скамьи, очень часто использовал свое место рождения. Обучаясь в Коми-Пермяцком сельхозтехникуме, на уроке растениеводства, не выучив урок, сел впросак. Преподаватель спрашивает, откуда я такой поступил, что не смог отличить по всходам овес от ячменя, на что я честно ответил: «С Тюмени.» Она удивилась, но поняла, откуда на севере я мог видеть данные культуры. Так, благодаря названию моей деревни, я не получил двойку. Другой случай: были в командировке в г. Тюмени и пошли в драматический театр. В кассе старшему нашей группы и многим другим ответили, что билетов нет. Тогда решил попытать счастье я. Подошел и спросил: « Что билетов нет и для бывших земляков?», и показал им свой паспорт. Это было самое сильное удивление для всех, кто стояли . Она пригласила всех своих коллег, кто были рядом и они с большущимив очереди. Смотрели то на меня, то на паспорт. Кто-то из смотрящих заметил букву «д.» (деревня), на что пришлось ответить, что, когда я родился, то ваш, то есть наш  город, была еще деревней. И продали нам в кассе 6 билетов.

Деревня Тюмень праздновала 4 религиозных праздника: 18 марта – Конан, 7 июля – Иванов день, 10 августа – Гожся праздник, 14 ноября – Покров.

Истомин Иван Степанович, г. Кудымкар

Дополнительно можно прочитать  в удаленном режиме воспоминания уроженцев д. Тюмень:

1. Валентина Рачева. Жили нелегко, но счастлива/ Режим доступа:  http://xn--80aaaalnn7bzals.xn--p1ai/?p=56906

                       

Воспоминания  Истомина Ивана Степановича об «ЭСИКЕ»

Вспоминая о молодежи родной деревни, невозможно не упомянуть об одном месте, которое в Тюмени называлось «Эсик». Откуда такое название местности, уже никто не смог вспомнить, но испокон веков все жители данной деревни и близлежащих деревень именно под этим именем его и знали. «Эсик» - это большая территория, с одной стороны огороженная изгородью из жердей, а с другой стороны – ручей, бегущий по оврагу, и общая площадь составляет где-то более 5 га. Где есть трава, вода (ручей) и тени от деревьев, небольшая лесополоса - идеальное место для выгула овец и телят, которые и являлись полноправными хозяевами этого участка, но только в дневное время. А вечернее время и до самой зари, начиная с ранней весны и до поздней осени, там развлекалась и отдыхала молодежь. Вернее будет сказать на одной из полян «Эсика».

Очень хочется остановиться поподробнее о сооружениях, которые были установлены на этой поляне. Перед входом в «Эсик» между двух берез была забита металлическая труба, загнутая с одной стороны на метр вниз. По всей вероятности первоначальное его предназначение была как перекладина, турник. Затем, по середине труба прогнулась, и подтягиваться на ней было уже неудобно, но нам пацанам, было интересно на нем качаться. Один провиснет на них, а другой качает с помощью конца, который был, загнут вниз с одной стороны.

Истомин Василий Степанович (1951г.р.), работая на автомашине в совхозе, откуда-то привез медный колокол, довольно с большим сколом, и установили его на данном турнике. И все кто вечером шел на «Эсик» рукой дергал рычаг турника и происходил небольшой бой колокола, что для всех обозначало, что еще кто-то идет, освободившись от домашних обязанностей. Далее было оборудовано футбольное поле, с большими деревянными воротами. На данном поле очень часто шли матчи, как между тюменской молодежью, так и с командами других деревень Сивашор, Терино, Потапово и даже более дальних деревень Бурково и Загарье. Далее была оборудована волейбольная площадка. Волейбол был наиболее популярным видом отдыха. Площадка соответствовала стандартам, вокруг него была выкопана яма-ров на глубину 10 см., и из-за этой ямки мяч отскакивал или в сторону площадки или от него, по нему игроки бесспорно определяли куда упал мяч на поле или за площадку. Данная площадка никогда не пустовала, трава на этой площадке не росла в течение всего лета. Волейбольная сетка хватала только на лето, и под осень уже латалась ребятами. А за лето изнашивались два три мяча. Иногда на поле с обеих сторон играли по человек 10, как они говорили: «Мячу некуда упасть», и еще полно было зрителей.

Молодежи в то время в деревне было очень много. Далее по порядку: рядом с волейбольной площадкой была оборудована полоса препятствий. Она была длиной 100 м и на ней были стенка высотой 150 см. бревенчатый бум длиной 5 м. и еще один снаряд «конь». На данной полосе больше занимались мы ребятня, пионеры.

Каждое лето, и это продолжалось много десятков лет, в деревне работала пионерская площадка. Вожатыми этих площадок были наши же ребята, вернее будет сказать, девчата из старших классов. Под звуки горна просыпались 7ч.30мин. и вся ребятня деревни бежала в «Эсик» для проведения зарядки, затем после завтрака снова сбор в «Эсике», торжественное поднятие флага и обсуждение плана работы на день. А из полезного труда я помню, что помогали одиноким женщинам Истоминой Анне Васильевне, Мелюхиной Евдокие Ивановне и Ошмариной Анне (отчество не помню, но в деревне её все звали «Сергинамонь»), чистили и пололи грядки, окучивали картошку или иногда поливались. Веселые и счастливые были тогда времена, за те моменты и сейчас не стыдно вспоминать.

Небольшое отклонение от нашего «Эсика». Ну а я буду описывать следующий снаряд, который ни на каких других площадках я никогда не видел. Это большое «П» образное сооружение высотой 6-7 м по середине на кольце шест. Если в школах в спортзалах канаты, то у нас был шест. Когда я был маленький, то мне не удавалось подыматься по нему доверху. И это не из-за того, что сил не хватало, а из-за того, что шест был довольно толстым, и я не мог своими маленькими ручонками браться за него. Но каждое последующее лето я взбирался все выше и выше. А ребята вечерами, я помню на спор, подымались без ног и на время. Данный снаряд был не так популярен, как другие, но все равно ребята на нем занимались. Ну а мы конечно больше на нем качались как на маятнике или вкруговую.

Следующий снаряд, который располагался не далеко от шеста - это площадка для прыжков в длину и высоту. Была выкопана прямоугольная яма на глубину 30-40 см. и туда насыпан опил. За лето опил меняли, дополняли не однократно, благо молодежь работала на машинах и тракторах. Опять же больше на нем занимались ребятня из площадки, но нам было очень интересно смотреть, когда взрослые тоже прыгали на этом снаряде. Мы восхищались ихними результатами, сами то не могли прыгать на ту высоту или длину, чем они.

Следующие два снаряда, которые были установлены в «Эсике» - это карусель и качели. Инициатором установки этих снарядов был Ошмарин Валерий Николаевич (1948г.р.).  Карусель представляла из себя толстое бревно в копанное в землю высотой 1 м. Шестиметровая плаха с ручками по краям была прикреплена к бревну и на него можно было садиться по 2 человека с обеих сторон, а кто-то свободный из ребят крутил карусель. На данном снаряде первоначально очень часто получали ушибы те, кто вращали карусель. После того как карусель наберет большие обороты старались выбежать из зоны вращения плахи, но не успевали, и один из концов плахи их настигал. А после соприкосновения плахи с человеком, человек далеко отлетал. Но обходилось без серьезных травм и ушибов, отделывались только синяками. Ну а потом научились, можно было, оказывается, просто приседать и плаха будет пролетать над головой.

 

 

Ну и завершающий снаряд в «Эсике» - это качели. На две большие березы, между которыми было  около 7-8 м, на верх подняли большое бревно, поперечину. Это была большая и трудоемкая работа. Молодежи было не меньше 20-ти человек. Пока подымали, порвали не одну веревку. Как я уже говорил, руководил этим строительством Ошмарин В.Н. Он произвел расчеты, выбрал деревья, куда можно было положить поперечное бревно. Достал где-то не толстый тросовый канат. На качелях плаха была 6-ти метровая, маятник качения (высота от плахи до поперечины) была метров семь. На плаху могли вмещаться стоя до 12-15 человек. По краям ребята раскачивали качели, а девчата, сидя на плахе распевали песни и частушки. Сейчас сложно себе представить амплитуду качения этих качель. Когда сильно раскачивали, аж дыхание перехватывало. Благодаря качелям молодежь начинали собираться в «Эсике» с ранней весны. За несколько дней до «Ыджыт луна» растаптывали тропинку и отчищали небольшую площадку. Раскачаются, например, человек 10 и начинают прыгать в снег, это были непередаваемые ощущения, метров на 15 отлетали от качелей. Соответственно первый улетает на большое расстояние, каждый последующий уже меньше, так как на плахе становится уже меньше людей и толкательная сила уменьшается.

Ближе к лесу была оборудована площадка для костра. Без него не проходил ни один вечер. Молодежь как-то распределяла все обязанности, и все знали, кто сегодня будет заготавливать дрова и запаливать костер. Рядом под густыми ветками ели был установлен небольшой шкаф, где были различные книги, которые тоже пользовалась спросом. Ребята приносили и меняли книги. Книг было довольно много.

Ну и последнее, что необходимо еще вспомнить это то, что к этому месту по деревьям был протянут, а это метров 400-500, заизолированный электропровод, который подключили к ближнем столбу, и в «Эсике» проходили тогда танцы, сейчас бы сказали дискотеки. Под проигрыватель «Юность» и пару пластинок. Одну из них я хорошо помню «Шейк». На импровизированной танцплощадке, как и на спортивных, никогда не росла трава. Весело и дружно жила молодежь 70 годы прошлого века. И очень значительную часть своего детства, юности и молодости молодежь деревни Тюмень провела в «Эсике».           

Многие, наверное, там влюблялись, может даже и целовались. У всех бывших жителей Тюмени «Эсик» останется в памяти теплым, приятным воспоминанием своей молодости. Очень жаль, что никто не догадался свое время сфотографировать данную спортивную площадку.

 

 

                             

 

Видные и незаурядные личности деревни Тюмень 

Деревни Тюмень, как Нижняя, так и Верхняя, прославились многими своими уроженцами, земляками.

 

И как вспоминает Рачева (Мансурова) Валентина Григорьевна, уроженка д.Тюмень: всем хотелось вырасти достойными в жизни, несмотря на трудности. Так и она стремилась быть достойной своего отца, Мансурова Григория Семеновича, которого в связи с репрессией  отца, Мансурова  Семёна Васильевича, исключили из Свердловского военного училища, и с 1938г. он работал в Мелюхинской школе, учил детей рисованию и пению. В 1942 погиб на войне.  Стремление всегда учиться не совпадало с желанием родителей, и Валентина Григорьевна после 10-го класса сбежала из дому, сказав маме, что пошла к подруге, а сама уехала в Кудымкар сдавать вступительные экзамены в  институт. Так из числа всей молодёжи  (20 человек) в конце 50-ых годов она одна поступила и закончила Педагогический институт в г. Перми. Вот что значит - сильное желание и стремление быть похожей на отца.

В.Г.Рачева помнит, что в деревне было много пимокатов: главный пимокат - Истомин Степан Ильич, его ученик - Щербинин Тихон Прокопьевич и Туляев Николай (Паранич Коля).

Были в деревне свои швеи и портные. Ошмарин Тимофей занимался шитьём верхней одежды, Петрика тоже была портнихой. У неё всегда было много заказов. Раньше  верхнюю одежду: фуфайки, тулупы, пиджаки - не покупали в магазинах, а шили сами. А Петришна Зоя шила лёгкую одежду.

Кроме того, женщины занимались вязанием. Вязали в деревни и сито, лучшими были в этом деле Марфа, Анисья, баба Вера, Бобич Колика. Хоть они и были уже старенькие, да дело своё ценили и выполняли с удовольствием. Выделкой овчины занималась Эртишна Эрин (Ирина). А Нина Ошмарина (Максимов Колишна Нина) играла на гармошке на всех праздниках. В 60-70-х было в деревне много пчеловодов.

Деревня Тюмень была большая, всегда было много молодёжи. Родители считали, что никто не должен оставаться в деревне, «вечно в навозе копаться», хотели, чтобы дети уезжали в город. Но пока паспорта не выдавали конечно все оставались жить в деревнях. Только после того как всем дали «вольную» - стали выдавать паспорта, молодёжь, а за ними постепенно и родители стали уезжать из деревни.

Но все помнят свою деревню, ту деревню Тюмень, где жили талантливые и увлечённые, где в каждой семье занимались своим делом.

 

Истомина (Ошмарина) Роза Ивановна, 03.06.1941 г.р.


Когда-то, очень давно, в городе Кизел, расположенном в Великой Биармии, родилась маленькая девочка по имени Роза. Жила она в большой дружной семье, где каждый был верным другом и товарищем для другого. Но вскоре девочке пришлось вместе с родителями переехать в деревню Тюмень, что находилась в далеком Юсьвинском районе. Как прекрасна была земля лебедей! Сколько прекрасного открывалось здесь каждый день! Неудивительно, что с самого раннего детства у маленькой Розочки появилась тяга к искусству. Однако, развиваться в этой сфере было очень трудно. 

В послевоенные годы, когда русские уже победили злого господина «квадратные усы», не было ни бумаги, ни карандашей. Была лишь белая стена… Белая стена и щепка – это и стало первым холстом и кистью маленькой Розочки. Шли месяцы. Бабушка маленькой художницы стала замечать таланты внучки, но не ругала её, ведь проявление творческих способностей – это разве плохо? Вскоре появились бумага и карандаши. Каково было счастье Розочки! Теперь в эти ужасные серые послевоенные годы девочка могла рисовать настоящими цветными карандашами! Художница с ещё большим увлечением и с невероятным старанием продолжила создавать прекрасные картины. Годы шли. Роза становилась старше, росла, как и её талант. Работы девочки теперь выставлялись на школьных и культурных выставках, где все посетители приходили в неописуемый восторг! Счастливых людей становилось с каждым днем все больше и больше!

Чуть позже учителя начали предлагать Розе идти по пути художника и поступить в художественную школу. Бабушка Розы была очень рада этому и всячески поддерживала свою любимую внучку. Но вот отец Розы был против… Деревенский мужик полагал, что для жизни важно лишь уметь читать и писать, да подпись на документах суметь поставить. Желанию Розы не суждено было сбыться. После окончания школы молодая красавица пошла работать в колхоз. Работа там была очень трудной и изматывающей. Но Роза не собиралась бросать своё любимое дело – рисование. Девушка каждый день старалась заниматься любимым хобби. И это очень помогало в те трудные времена. 
Вскоре, будучи уже взрослой женщиной, Роза Ивановна переехала в Юсьву и устроилась работать санитаркой в больницу. Но и здесь она каждую свободную минутку брала спицы, иглу или кисть в руки – и вперед, развивать свою индивидуальность. Любимыми занятиями Розы Ивановны оставались рисование, вышивание, вязание и прядение. Эти занятия стали настолько искусными, что Роза Ивановна превратилась в настоящую волшебницу.

Уже сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, добрая волшебница не может сидеть без любимых занятий. По сей день Роза Ивановна занимается рисованием, дает мастер-классы для детишек в детских садах и школах. Даже когда-то приезжали корреспонденты с радиовещания, сфотографировали работы Розы Ивановны и показывали по телевизору. Истомина Роза Ивановна является человеком творческим, особенным. Такие люди видят мир по-другому, в особых красках. И таких людей нужно ценить, ведь именно они делают нашу культуру более интересной, удивительной и прекрасной!

Источник:

Баяндина Алёна, Алексеева Анастасия,  Чечулин Василий, Юсьвинская волшебница (статья-сказка): Исследовательская работа учащихся Юсьвинской счреденей школы. - Юсьва, 2017. 

 


Караваева (Трубинова) Анна Ивановна 15.04.1957г.р.

Караваева (Трубинова) А. И. родилась в д. Тюмень. Обучаясь в Мелюхинской 8-летней школе больше всего любила математику. В детстве очень сильное впечатление произвели на нее обыкновенные деревянные счеты. Вроде бы, что такое обыкновенная рамка встроенными спицами на каждой установлены деревянные костяшки по 10 штук, и вот данный аппарат многие годы служил бухгалтерам и экономистам, учетчикам и продавцам в магазинах верой и правдой на верно не одно столетие. Ее поражало как специалисты ловко с помощью счет производят расчеты. Математический склад ума и вид данного устройства во многом повлиял выбору ее дальнейшей профессии. После окончания школы Анна Ивановна поступает учиться в Пермский Кооперативный техникум на отделение бухгалтерского учета. Закончив его 1976 году согласно направления устраивается на работу в Белоевское сельпо. 1980 году была избрана депутатом  местного совета и назначена секретарем Белоевского сс. В данной должности проработала 11 лет. 1991 году снова переходит на работу в бухгалтерию Белоевского сельпо, а с 1999 года и по сей день является главным бухгалтером данного предприятия. Все эти годы отданные бухгалтерскому учету, выработали у Анны Ивановны определенные черты характера. Главным в своей профессии она считает требовательность первую очередь себе и обязательно подчиненным. Четкость и внимательность в расчетах, честность и принципиальность во всем. Только так можно добиться нужного результата. На вопрос: «Какой эпизод в работе остался в памяти самым ярким впечатлением?». Анна Ивановна вспоминает свой первый баланс. За долголетний и безупречный труд Анна Ивановна награждена профессиональной наградой, знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации» (2006 год) многочисленными грамотами и благодарностями разных уровней.  

 

Мансуров Анатолий Васильевич 01.09.1950 г.р.

Окончил 4 класса Становской  начальной школы.  1965г. закончил 8 классов Мелюхинской восьмилетней школы. После окончания школы поступил в Березниковское строительное училище.  Начиная с начальных классов школы очень любил бегать на лыжах. В старших классах, в училище,  а затем и в СМУ, куда поступил работать после окончания ПТУ стал заниматься лыжными гонками более серьезно, уже тогда понимая, что всесторонне развитым человеком становится тот, кто дружит со спортом или физкультурой. Работая в СМУ, часто выступал на соревнованиях и имел не плохие результаты. Отдел кадров СМУ в 1969г. сагитировал его для поступлении в Пермское педагогическое училище №3 на преподавателя физвоспитания. После окончания педучилища  в 1972 году начал свою трудовую деятельность, продолжая учительскую семейную династию, преподавателем физкультуры в Мелюхинской восьмилетней школе. Имеет 45-летний трудовой стаж. За свою трудовую деятельность  показал себя, как грамотный тренер. Команды лыжников и лыжниц Мелюхинской школы являлись победителями и призерами всех районных, окружных и даже областных соревнований. Лыжников того периода  нельзя было определить по командным костюмам, все были одеты в разношерстную одежду, но лыжников Мелюхинской школы всегда узнавали по технике бега. Для этого очень много уделялось сил, энергии и времени тренера. В зимний период почти каждые выходные были соревнования различных уровней, куда всегда выезжали команды школы. Были годы, когда на главных стартах окружных соревнований на приз газеты «Пионерская правда», все четыре команды, мальчики и девочки младших классов, мальчики и девочки старших классов Мелюхинской школы, становились победителями. За добросовестный и долголетний труд Анатолий Васильевич неоднократно награждался грамотами и благодарностями различных инстанций. В 2003 году Анатолию Васильевичу Мансурову вручен знак «Отличник физической культуры и спорта».[Материал предоставлен Истоминым И.С., март 2018г.]

 

Мансуров Семён Васильевич (1892-1938)

Мансуров Семён Васильевич родился в 1892 г. в д.Стан (ныне д. Сивашер) Чердынского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. В анкетных данных числится русским по национальности. С 1906 по 1910 гг. обучался в  городском 4-х классном церковно-приходском училище.

В период Гражданской войны был вначале в составе добровольческого отряда, который затем  влился в состав отрядов  Красной армии.

 С 1918 года занимает разные руководящие посты:

-  до декабря 1919 — председатель продотдела Юсьвинского волисполкома;

- с января 1920 по ноябрь 1920 — председатель Юсьвинского волисполкома;

- с марта 1921 по сентябрь 1921 — работник Усольского уисполкома;

- с ноября 1921 по апрель 1922 — председатель Ошибского волисполкома;

- с апреля 1922 по декабрь 1923 — заведующий отделом народного образования Юсьвинского волисполкома;

- с мая 1924 по апрель 1925 — инструктор Верхне-Камского окрисполкома;

- с апреля 1925 по февраль 1926 — председатель Косинского райисполкома;

- с марта 1926 по октябрь 1926 — председатель правления Коми-Пермяцкого селькредсоюза;

- с декабря 1926 по сентябрь 1928 — секретарь Коми-Пермяцкого окрисполкома;

- с сентября 1928 по декабрь 1928 — председатель Кудымкарского райисполкома;

- с декабря 1928 по декабрь 1929 — инструктор Коми-Пермяцкого окружкома ВКП(б);

- с декабря 1929 по февраль 1930 — председатель Косинского райисполкома.

В 1923 году вступил в ряды ВКП(б).

Мансуров С. В. женился на Елене Николаевне из д. Тюмень. И в связи с тем, что Семён Васильевич работал на разных  руководящих должностях в волисполкомах, окружкоме, Елена Николаевна  с тремя детьми больше времени проживала в д.Тюмень.

По сведениям Г.Л.Гудовщикова  Семен Васильевич работал и директором Юрлинского льносовхоза.

В 1933-м году вместе с семёй переехал в город Тюмень, где руководил до 1935-го года мебельной фабрикой. Последние годы работал директором химлеспромхоза в Верхней Тавде, где и был 07.05.1938 г. репрессирован по политическим мотивам. А 10 июня 1938 года осуждён, приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 18.06.1938 г. в Омске. Как и большинство, невинно пострадавших, реабилитирован в 1953-м году.

Г.Л. Гудовщиков ставит вопрос для интересующих судьбой Мансурова  С.В.: «Тавда и Тюмень были в Уральской и Свердловской области. А почему расстреляли в Омске?»

Источники:

1.  Мансуров Семен Васильевич [Электронный ресурс] / Сайт:  Государственного краевого бюджетного учреждения «Пермский государственный архив новейшей истории», Ф.200. Оп.17. Д.655.

/ Режим доступа:  https://www.permgaspi.ru/leaders/index.php?id=2006

2.   Мансуров Семен Васильевич [Электронный ресурс] / Сайт:  Свободная энциклопедия Урала / Режим доступа: http://xn----8sbanercnjfnpns8bzb7hyb.xn--p1ai/index.php

3.  Воспоминания Рачевой (Мансуровой) В.Г. [г. Кудымкар, 2018г]

4. Гудовщиков Г.Л. Тюмень еще жива. Кн.1.С:

 

Мансуров Юлий Семёнович (13.07.1926 – 08.10.2012)

Мансуров Юлий Семёнович, родился в Кудымкаре, но проживал с детства в д. Тюмень. Отец Юлия, Мансуров Семён Васильевич, уроженец  д. Стан, женился на Елене Николаевне из д. Тюмень. Семён Васильевич работал на разных руководящих должностях в волисполкомах, окружкоме. Мама, Елена Николаевна, вела хозяйство по дому, воспитывала троих детей, Юлий был младшим в семье.

Юлий окончил в Кудымкаре  школу, 7 классов, и до призыва в армию жил в д. Тюмень и работал в Сивашорском колхозе. Был добрым, весёлым, творческим парнем, душой компании, вечерами веселил народ, виртуозно играя на гармошке, на баяне.  С 1943-1947г.г. служил в пограничных войсках, на границе с Украиной, защищая Родину в тяжёлые военные годы, был приравнен к участникам Великой Отечественной войны.

В 1946 году его встретили в родной деревне с радостью. Не всем посчастливилось вернуться с военных дорог живыми. Юлий Семёнович полностью посвятил себя творческой деятельности. Он не только играл на баяне и гармошке, но и пел хорошо, и даже принимал участие в соревнованиях танцевальных пар. Долго работал аккомпаниатором в с. Юсьва. Затем, более 20 лет Ю.С. Мансуров работал аккомпаниатором в разных городах России.

 

С детства мечтал стать художником, и в старшем возрасте реализовал свою мечту, приехав в 1977г. в г. Пермь, стал художником – самоучкой (копировал картины известных художников). Работал художником-оформителем в Перми в ДК им. Ленина. Был участником в областных, региональных выставках, не один  раз в родном Коми-Пермяцком крае.

Рисовал много копий с картин русских художников, пейзажи и родную деревню Тюмень. В 2006г. в КДЦ  в г. Кудымкар в рамках 80-летия со дня рождения прошла его персональная выставка. Отзывы получились самые светлые.  Большинство его картин написаны в стиле «примитивизма» - это наивное искусство художников, не получивших специального образования. Ряд картин на тему деревенской жизни были подарены окружному краеведческому музею им. П.И.Субботина-Пермяка в г.Кудымкар. Краски, как звуки, покорились ему. В его работах любовь к родной природе, к родине и близким ему людям.  До 85 лет он не расставался ни с музыкой, ни с кистью. Продолжал рисовать до последних дней жизни. Завещал сохранить самое дорогое наследство – картины, в которых живёт частичка его души. Мечтал, чтоб свет его работ могли видеть люди, хотел, чтоб дети, глядя на картины, впитывали огромную любовь к родному краю.

У Юлия Семёновича 4 сына, одним из них был Александр Шадрин (фамилия по отчиму) – художник, музыкант, поэт, публицист. В настоящее время живёт и здравствует уже только один сын, Юрий, с семьёй в г. Вельск Архангельской области.

В Кудымкаре живут его племянница, внучки и правнучка (семья Рачёвых). Они являются хранителями картин Ю.С Мансурова и, стараясь сохранить память о Юлии Мансурове, представляют его картины на выставках, давая возможность радоваться окружающим.  Вот уже несколько раз были организованы выставки его работ в учебных заведениях города (шк.№5; шк №2; Гимназия №3, и др.), а также в Кудымкарском районе: в д. Малая Серва, с. Кува.  Пока есть неравнодушные к его творчеству, жива и память о Юлии Мансурове - художнике-самоучке. Последние годы жил в г. Кудымкаре, ушёл из жизни 8 октября 2012г.

Источник: Воспоминания Рачевой (Мансуровой) В.Г., г. Кудымкар, 2018 г.

 

Мансурова Зоя Степановна 09.09.1927 г.р.

    Свою трудовую деятельность в качестве учителя начальных классов начала 1 сентября 1945 года, после окончания Кудымкарского педагогического училища. С 1950 года проживала в д. Тюмень и  работала учительницей начальных классов Становской начальной школы. В данной должности проработала до 1977 года, до самого закрытия этой школы. В деревне пользовалась большим авторитетом и уважением. Была всегда скромна и добродушна.  Часто помогала советом и добрым словом односельчанам. Как и все жители деревни содержала большое подворье, но при этом всегда оставалась скромной и интеллигентной. Является пятым жителем деревни Тюмень, которая перешагнула 90 летний рубеж. Хочется пожелать ей доброго здоровья и долголетия. Чтобы бывшие ученики всегда помнили и берегли душе добрые поучения своей первой учительницы, кем она и является для очень  многих людей. [Материал предоставлен Истоминым И.С., март 2018г.]

 

 

 

 

 

Мансурова Нина Ивановна  (08.03 1930  -  08.04. 2011)

Родилась 8 марта1930 года  в  д.  Тюмень  Мелюхинского  сельсовета Юсьвинского района. В 1942г. окончила 4 класса Становской начальной школы. В этом же году начала свою  трудовую деятельность в Сивашорском колхозе: сначала на разных посильных работах,  затем  стали  посылать  боронить  и  пахать  на  лошадях.  С1948 г.  работала на откорме свиней, впоследствии до самой пенсии проработала на ферме, дояркой. В1985 г. вышла на заслуженный отдых.  За  долголетний,  добросовестный  труд,  за  достигнутые  успехи  в  развитии народного хозяйства награждена орденом Трудового Красного Знамени (1973), бронзовой  медалью  ВДНХ (1972),  медалями «За  доблестный  труд.  В ознаменование  100-летия  со  дня  рождения  В. И. Ленина» (1970), «Ветеран  труда» (1985), «За  доблестный  труд  в годы  Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» (1994), знаками победителя социалистического  соревнования (1973,1974),  многими Почетными грамотами. Была признана «Лучшей по профессии» с вручением Свидетельство.

В трудовой книжке две записи -  принята и уволена, общий трудовой стаж в хозяйствах  Мелюхинского сельского совета -  39 лет: до 1969 г. –  в колхозе им им. Ленина, с 1969 г. в совхозе «Мелюхинский».

Вырастила одного сына Ивана, который трагически погиб  в 1979 году. Помогала растить  с 4-х лет племянницу Галину, дочь сестры, которая умерла в возрасте 47 лет.

К наградам и подаркам относилась  равнодушно: государственные награды вручали прямо на ферме, отказывалась выезжать на торжественные вручения. Один из врученных подарков – столовый набор,  так и оставила на ферме, часть приборов ушли по деревне в семьи. Отказалась вступать в партию, считала, что кроме работы она ничего в жизни не признает. Одна государственная награда дошла до нее только удостоверением, медаль была потеряна пьяным зоотехником по дороге на ферму к Мансуровой Н.И.

Уходя на работу, на ферму, Нина Ивановна прихватывала кусок хлеба в карман, что и было дневным пайком на работе целый день. В личном хозяйстве держала полный двор скотины. Все содержание хозяйства было на Нине Ивановне и племяннице Галине. Нина Ивановна вставала в 3 утра, чтоб затопить печь, сварить скотине,  похлебку на обед и бежать в 6 утра на ферму. Работая на ферме всю жизнь, Нина Ивановна практически не снимала круглый год резиновых сапог: зимой и летом в резиновых сапогах. Достигнув 55 лет, Нина Ивановна помогала растить детей у племянницы, Галины.

Когда возникала ситуации, и надо было срочно выехать или в хозяйстве работать, подмену на ферму вместо себя Нина Ивановна искала сама, бегала в д.Сивашор, чтоб согласились временно ее подменить, деревенские Тюменьские редко соглашались идти работать больше чем на один день на ферму.

Источники:

  1. [Мансурова Нина Ивановна]  // Гордость Пармы. Биографический справочник. – Кудымкар, 2008. − С.521.
  2. Воспоминания  Обириной (Мансуровой) Галины Григорьевны (1967 г.р.). −  Юсьва, 2018.

 

Ошмарин Иван Гордеевич

Ошмарин Иван Гордеевич является коренным жителем деревни Тюмень. Родился он через год после Великой Октябрьской революции 17 октября 1918 года. Мать Щербинина Анна Семеновна 1882 г.р. уроженка д. Стан и  отец Ошмарин Гордей Александрович уроженец и житель д.Тюмень обвенчались 26 января 1918 года. В семье он был вторым ребенком. Самый старший - сводный брат Никита  1914 г.р., после Ивана Гордеевича - сестра Татьяна, которая умерла в 12 летнем возрасте и младший брат Александр 1924 г.р.- погиб на фронте. 

Что-либо рассказать о его детстве   уже не сможет никто, сам он об этом рассказывать не любил, а из рассказов его мамы, Анны Семеновны Ошмариной,  известен только один случай. В 1929 году, было ему тогда 11 лет,  когда все взрослое население деревни трудилось в поле на уборке урожая, он поджог траву, что привело к последующему возгоранию жилых домов. В результате пожара огнем было уничтожено 11 дворов в верхней части д. Тюмень - «Ключ юр». Ущерб был колоссальный, и так небогато проживавшие жители Тюмени в одночасье потеряли все нажитое ими имущество. Многие   уже не стали строиться в Тюмени, а переехали в другие населенные пункты. Чтобы  Иван не получил от пострадавших  на пожаре соседей сурового наказания, его матери пришлось отдавать его на некоторое время в детский дом. Какой отпечаток, след оставил данный инцидент, тогда еще пацану, мы уже не узнаем.

Ну а когда Иван вырос, отучился в Кудымкарском лесном техникуме, стал работать по договорам и заказам. Был законопослушным человеком. У него были всегда в полном порядке документы, патенты на выполнение работ и необходимые на то время удостоверения. Он больше тяготел к специальностям: столяр и плотник, но мастер был на все руки, и по дереву, и по железу, не зря в детстве ему для успокоения вместе с молоком подкладывали в люльку всякие «железячки».  Иван самостоятельно научился фотографическому делу и стал великолепным фотографом. Следить за ним во время распечатывания фотографий было огромным удовольствием, как  четко он знал тонкости, данного дела: где и в какой части фотографии нужно бы затемнить фон, а где наоборот осветить больше. Он манипулировал над фотографиями руками, которые находились еще под проектором. Со стороны это выглядело как «шаман колдующий над фотографией». Ну а во  время проявки и закрепления фотографий, какую дождевую воду использовать, все эти секреты он знал только один. Во многих семьях округа все еще хранятся его фотографии. И все они находятся, если не в отличном, то в очень хорошем  состоянии.  

По молодости Иван Гордеевич постоянно был в разъездах, на шабашках, как он говорил - надо ведь добывать корм. Под старость построил избушку в деревне, затем другую. Из двух старых амбаров поставил себе баньку, отдельно от семьи. Его семья в то время состояла  из старушки матери и дочери. Все помещения и хозяйственные постройки соединил коридорчиками и навесами. Получилось на подобии лабиринта. Кто зайдет посторонний - потеряется. В одной избушке у него не было ни окон, ни дверей, только небольшой проем высотой два бревна, который и служил и входом и выходом, закрывался люком. Данное помещение он никого не впускал, хотя если бы и разрешил кому зайти, то все равно посторонний не смог в него пролезть. Ну а для него это было секундным делом, не успеешь оглянуться - он уже там. В этом помещении он спал и отдыхал. 

Для каждого ремесла у него была отдельная избушка - мастерская, они были переполнены различными инструментами и приспособлениями, которые были необходимы по данному ремеслу. Инструменты были развешены по всему помещению, на всех стенах и на потолке.  Все было размещено так, чтоб было удобно ему их брать  во время  работы.

Иван Гордеевич от природы был очень чистоплотным человеком. У него возле каждой двери имелась влажная тряпочка, чтобы пыль ни попадала в помещения. Для укрепления здоровья занимался гимнастикой и каждое утро  бегал. Когда ему было уже за 60 лет, попросил внука на мотоцикле потаскать его на веревке. Как  он сам выразился: -дыхание нормальное, ноги бежать еще могут, но скорость что-то падает. Внук Саша, буксируя его на мотоцикле «Восход -2», подымал по его просьбе скорость до 35 кмч. После такого финиша Иван Гордеевич сказал: «Тренировкой доволен». А со стороны это выглядело так, что при беге за мотоциклом ноги у Ивана Гордеевича вращались в круговую. По Юсьвинскому району по своим  различным делам ходил в основном пешком, а это бывало десятки и десятки километров. Постоянно закалялся, после баньки в зимнее время купался в снегу. Питался очень скромно, в основном постной пищей, очень редко и в малых дозах принимал спиртное.

Был случай, пригласили его фотографировать мероприятие совхозного масштаба - День пахаря, и во время застолья, когда чествовали победителей, ему в пиво кто-то подлил водку. Он сильно захмелел, и один без помощи посторонних лиц идти уже не мог. До дому дойти ему помогли внуки. Он им говорит; «Крикните мне  - разведчик Ошмарин встать!».  После данной команды внуков он вставал и проходил метров сто, немного отдохнув на траве, все повторялось снова, так он дошел до дома. Почему он реагировал  таким образом на  данный приказ, да все по тому, что согласно военному билету служил он во время войны 64-ой гвардейской артиллерийской бригаде разведчиком. На фронте он был с ноября 1942 по май 1945 года. А  всем  известно, что в разведку не каждого возьмут. Закончил войну в Болгарии. О войне никогда никому не рассказывал и награды не одевал. Он их попросту раздал детишкам. По неизвестным причинам на пенсию долго не выходил и документы не оформлял. А когда все же стал получать пенсию, то она была всего 82 рубля без всяких надбавок как фронтовику.

Был в его жизни еще один этап, о котором он также не любил вспоминать и беседовать на эту тему. В 30-ые годы, когда экономика страны была очень слабая, и страна в особенности сельские районы, просто бедствовали, люди умирали от голода, Многие колхозники имели желание переехать в более богатые регионы нашей необъятной Родины, но у них не было паспортов и их не выдавали местные власти, чтоб не было полной эмиграции сельского люда в городской народ. Иван Гордеевич,  в силу своего мастерства, ведь не зря же был награжден на одном из мероприятий совхоза «Мелюхинский» почетной лентой «МАСТЕР ЗОЛОТЫЕ РУКИ», вырезал дубликат нужной печати и людям желающим покинуть сельскую местность, т.е. многим своим соседям,  кому за ведро картошки, кому за зерно стал выдавать фальшивые справки, дающие право покинуть данную территорию и устроиться на любом другом месте без всяких проблем. Вскоре об этом стало известно властям и Советский суд, самый гуманный суд в мире, приговорил его двум годам лишения свободы. Из редких рассказов Ивана Гордеевича известно, что этапировали его на Дальний Восток в телячьем вагоне долгих 40 дней.

Иван Гордеевич все делал сам: шкафы, мебель, полки – столярное дело это все понятно. Так же сам  себе готовил и стирал, сам шил себе одежду. Фасон одежды был свойственный только ему, главное, чтобы материал был теплый, удобный, не стеснял при работе, а что и как это выглядит со стороны, это для него было не самым важным, конечно кроме выходного пальто и костюма. Во время болезни сам себя лечил, хотя его главное кредо – профилактика, а не лечение, и  никогда не обращался в больницу. В медицинской карточке за 76 лет жизни была всего одна запись,   что прошел медкомиссию. Прекрасно работал по металлу, выполнял и такие заказы, как номерочки для раздевалок и гардеробных всего округа. Делал плакаты и вывески для учреждений и магазинов, кое-где все еще можно встретить его труды. Выполнял красивейшие трафареты и масляными красками их наносил не только на метал, но и на другие материи. Перерисовывал открытки, получались неплохие рисунки, и этим тоже зарабатывал себе на хлеб.

Довольно  многому научил и свою единственную дочь Розу. Благодаря отцовским генам, она увлеклась рисованием и после окончания 7-летней Мелюхинской школы хотела  поступить в художественную школу, но отцом услышана не была, и карьера художника была зарублена на корню.

Повседневные домашние заботы его не прельщали, он от них просто отлынивал. А на сенокосе был лучшим косцом, и его литовка пела под его руками, она была у него самой острой. Женщины рассказывали, что одно лето Иван Гордеевич правил косарям литовки, так они работали без устали. Весь инструмент в мастерских он держал в идеальном состоянии, топорища, рукоятки молотков, черенки вил, лопат и граблей были самыми аккуратными в деревне, любо дорого было их брать в руки.  Весь инструмент в доме был выполнен своими руками. Он сделал множество самых различных инструментов и приспособлений. Делал оконные блоки и рамы, а также наличники к ним. В молодости он смастерил собственными руками скрипку и играл на нем. В смычке использовал конский волос, а струны скрипки выполнил из кишок овцы, натянул их и в таком положении высушил. Скрипка звучала не хуже заводских.   

Вот такой незаурядной личности человек проживал в деревне Тюмень в 20-м  столетии.

Источник:

Воспоминания Истоминой Розы Ивановны, дочери Ошмарина И.Г., записанные в ноябре 2018 г., с.Юсьва.

 

Щербинин Константин Ефимович

 Щербинин К.Е. родился в 1929 году в д. Н-Тюмень. В 1942 году закончил 7 классов  в Меюхинской школе. С 1942 по 1948 годы работал в Сивашорском колхозе учетчиком. Год до службы в армии работал секретарем  Мелюхинского сельсовета. В 1949 году бал призван на службу. После армии с 1952 до 1956 гг работал  на разных партийных должностях в окружкоме КПСС, в Кудымкарском и Кочевском райкомах партии. С 1956 по 1959 гг обучался в Кировской совпартшколе. Обучаясь в совпартшколе, экстерном сдал экзамены за среднюю школу. В 1960 году поступил на заочное отделение в Московский  госуниверситет им. М.Ломоносова на экономический факультет. Константин Ефимович Щербинин  возглавлял кафедру экономических наук в Красноярском университете, имел ученую степень - кандидат экономических наук.